После войны легковое подразделение завода имени Сталина самостоятельно разработало и выпускало бронированную версию автомобиля ЗИС-110. Затем наступил период затишья в производстве подобных бронемашин. В этот период времени лидеры СССР пользовались обычными лимузинами с закрытыми и открытыми кузовами. Толчком к разработке лимузина с бронированием стало покушение в январе 1969 года на Л.И. Брежнева. Вскоре после этого случая завод ЗИЛ получил заказ на разработку бронированной версии базового лимузина.
Разработка бронекапсулы
Разработка и создание бронированной капсулы для лимузина оказались крайне трудоемкими. По плану машины должны были быть готовы к концу 1982 года, но по факту машины были готовы лишь через год.
Автомобили получили обозначение ЗИЛ-4105 и были построены с использованием элементов внешнего облика лимузина 4104. Для таких автомобилей часто используется понятие «лимузин скрытого бронирования».
Конструкция кузова
При разработке машины конструкторы использовали ряд оригинальных решений. Существовавшая в то время в мире концепция предусматривала установку листов бронирования под стандартной кузовной обшивкой. При всех своих преимуществах такая схема бронирования достаточно уязвима для пуль стрелкового оружия.
Специалисты завода ЗИЛ предложили совершенно иную конструкцию броневого корпуса. Основой отечественной схемы стала сварная броневая капсула из тонких листов стали марки 68ХГСЛМН. Вокруг этой несущей капсулы строился кузов автомобиля из стандартных кузовных панелей лимузина. Благодаря такой конструкции удалось обеспечить невысокий вес автомобиля – в пределах 5250 кг. Но изготовление капсул было весьма трудоемким процессом из-за сложных технологий с огромным объёмом ручного труда. По современным оценкам стоимость изготовления такой машины составила бы около 600 тысяч долларов США. Один из сохранившихся автомобилей выставлен на продажу за 62 млн рублей, при этом в продаже есть еще одна машина – уже за 27 млн рублей.
Бронекапсулы для ЗИЛ-4105 были изготовлены на заказ на машиностроительном заводе в Кургане. Выбор места для изготовления капсул был очевиден – Курганский завод много лет занимался разработкой, сборкой и ремонтом корпусов для легкой бронетехники. Всего с 1982 по 1987 год было изготовлено 25 капсул.
Защита пассажиров
Бронированный автомобиль представительского класса ЗИЛ-4105 защищался листами стали толщиной от 4 до 10 мм. Стыки открывающихся панелей были выполнены ступенчато, что не позволяло пулям и брызгам свинца проникать в салон. Лобовое бронестекло имело толщину 43 мм, все остальные стекла толщиной 47 мм. Стекла всех дверей были неподвижными. Благодаря конструкции автомобиль имел очень низкий центр тяжести. Из-за этого движущийся лимузин опрокинуть практически невозможно.
Топливный бак имел протектор, который не давал вытекать топливу при сквозных повреждениях. Благодаря такому решению, позаимствованному из авиации, удалось обеспечить высокую пожарную безопасность лимузина. Разработку и производство баков емкостью 120 литров выполнил специализированный НИИ Стали.
В ходе испытаний опытные образцы ЗИЛ-4105 подвергали обстрелу из разных типов стрелкового оружия, включая крупнокалиберные снайперские винтовки. Прочность крыши и днища проверяли подрыванием гранат. Конструкция машины успешно прошла испытания. Автомобиль комплектовался шинами особой конструкции, которые позволяли продолжать движение с высокой скоростью при простреле. Автомобили оснащались микрофоном внешнего громкоговорителя в перчаточном ящике и в подлокотнике заднего сидения (справа, вместе с пультом управления кондиционером).
Интересно отметить, что параллельно по такой же программе испытывался бронированный лимузин «Кадиллак», который также достаточно успешно прошел цикл проверок. Но параметры защиты и общие характеристики ЗИЛ-4105 оказались заметно выше, чем у заокеанского аналога.
Модификации машины
Несмотря на мелкосерийное производство, существовало несколько типов бронированных лимузинов:
- ЗИЛ-4105 на основе кузовных панелей ЗИЛ-4104. Было собрано несколько прототипов для испытаний.
- ЗИЛ-41051 на основе кузовных панелей ЗИЛ-41045, с измененным передним оперением кузова. Всего построено около 10 экземпляров.
- ЗИЛ-41052 на основе кузовных панелей ЗИЛ-41047.
Все построенные машины активно эксплуатировались высшим руководством СССР и России.
Двигатель лимузина
Силовая установка бронированных лимузинов не имела отличий от стандартной версии. Для всех машин использовался восьмицилиндровый карбюраторный мотор модели 4104. Двигатель имел рабочий объем почти 7,7 литра и развивал мощность до 315 л.с. Мотор оснащался малошумным цепным приводом распределительных валов и гидравлическими компенсаторами зазоров в механизме газораспределения. Двигатель не отличался экономичностью – минимально возможный расход топлива составлял около 22 литров.
В конструкции поршней двигателя имелся особый выступ, помогавший избежать детонации. Для поддержания температуры масла использовались два радиатора. При этом один из радиаторов мог использоваться для подогрева масла при пуске холодного двигателя. Интересной особенностью мотора стал волнолом в масляном поддоне. Он помогал уменьшить вспенивание масла и оголение маслоприемника на высоких оборотах.
Для повышения надежности двигатель оснащался дублированной системой зажигания. Аварийное зажигание включалось тумблером с места водителя. При активизации этого режима высокое напряжение подавалось одновременно на все свечи, что позволяло быстро завести заглохший двигатель.
Трансмиссия
Автомобили оснащались традиционной для лимузинов ЗИЛ трехступенчатой автоматической коробкой. Поздняя модель коробки ГМП-4105 имела фиксированные положения на первой или второй передаче, что помогало преодолевать сложные участки дорог.
Между коробкой и задним мостом располагался карданный вал, состоящий из двух звеньев. Из-за большой длины вал имел дополнительную опору.
Комфорт в салоне
Описание ЗИЛ-4105 будет неполным без упоминания об особенностях внутреннего оснащения. Бронированный каркас несколько изменил теплоотдачу элементов кузова, поэтому в конструкцию системы обогрева включили отопители с увеличенной мощностью. Первый обогреватель воздуха располагался на привычном месте под панелью приборов, второй – за спинкой заднего сидения. Это было единственное отличие бронированной версии. Система кондиционирования воздуха не изменилась.
Остальные элементы салона остались неизменными. Место водителя отделялось от пассажирского салона стеклянной перегородкой, оснащенной электроприводом. В задней части имелся двухместный диван и два дополнительных откидных сидения. В боковых подлокотниках заднего дивана имелись пульты управления аудиосистемой (справа) и системой микроклимата (слева). Аудиосистему производил завод «Радиотехника» в Прибалтике. В состав системы входили приемник, проигрыватель кассет и пульт дистанционного управления.
Для покрытия пола использовался натуральный ковер, а для обивки задних сидений – импортный мохер. Все двери машины имели принудительную блокировку с приводом от вакуумного насоса.