Если вы знакомы с историческими голливудскими фильмами или популярными литературными романами о моряках и пиратах Золотого века, то наверняка могли заметить тот факт, что многие мореплаватели постоянно спали в своих гамаках.
Но задумывались ли вы, почему выбор пал именно на гамаки? Ведь в современное время моряки во время плавания спят на обычных кроватях и не испытают какого-то дискомфорта, так почему в прошлом это было проблемой?
Сейчас подробнее обо всём расскажем в нашей новой статье:
Небольшой экскурс в историю
Моряки жившие более 500 лет назад, большую часть всей истории спали на простых гoлыx досках, мешках, наполненных свежими листьями, на разложенной соломе или, в редких случаях, на матрасах набитых конским волосом.
В чём была основная проблема таких спальных мест?
Эти спальные места быстро намокали из-за протекающих палуб во время штормов или ливней, cгниливaли и были негигиеничными. Простыни иногда могли скрывать ужасный вид, но ужасный запах замаскировать было ещё сложнее. Микробы и бактерии всего за небольшое количество времени превращали эти спальные места в рассадники худших инфeкционных болезней.
Кто и когда придумал гамак?
Гамак или так называемая «плавающая кровать» была изобретением жителей Средней и Южной Америки задолго до европейцев и тем более древних греков или римлян. Ранние индейцы спали в таких гамаках и всюду путешествовали с ними.
Этнолог и исследователь текстиля Аннемари Сейлер-Балдингер в своих трудах рассказывает, что вполне вероятно, что индейцы изготавливали гамаки из лиан, листьев агавы, пальм, а позже и хлопка. В более холодных регионах, вроде Северной Колумбии, индейцы использовали кожу и шерсть животных для создания теплых гамаков.
Именно Колумб и Америго Веспуччи в 1500 годах привезли эту диковинку из джунглей, прямиком в Европу, где знать впервые увидела эти необычные примитивные «плавающие кровати», которые в то время были невероятно популярны у аборигенов на территориях Южной и Северной Америки.
Но некоторые историки указывают на то, что гамак был изображён в английской рукописи Псалтири Латтрелла, датированной 1330 годом и тем самым доказывает существование гамаков в Европе до открытия Америки Христофором Колумбом. Однако, технологии изготовления наиболее прочных и удобных гамаков не были известны европейцам.
Но даже если этот вид кроватей и был известен европейцам, то почему Колумб в своих судовых журналах удивляется гамакам у индейцев? Вот его текст из судового журнала 1492 года: «Кровати, на которых спали эти люди, — это своего рода, обычная плетеная сеть».
Почему гамаки стали активно использовать на флоте?
После того как Колумб показал индейскую чудо-кровать всем знатным европейцам, в том числе и привезённые уникальные техники изготовления гамаков, то большая часть людей не увидела в них какого-либо смысла. Однако, спустя 50 лет, гамак постигла та же участь, что и знаменитую картошку, также завезенную в Европу испанцами в середине XVI века. Он стал популярен во всей Европе.
Уже в конце XVI века практически все матросы елизаветинского флота качались в гамаках. Королевский флот Англии официально принял брезентовый гамак в 1597 году, как основное спальное место для каждого матроса, спящего на артиллерийских палубах военных кораблей.
Почему?
Ограниченное пространство внутри кораблей не позволяло установить большое количество спальных коек, а гамаки здорово экономили место, поскольку после сна их было легко свернуть и убрать. Вскоре после этого, практически весь остальной европейский флот также перешёл на гамаки.
Помимо экономии места, гамак обладал рядом гигиенических преимуществ, что позволило ему стать настоящей сенсацией среди всех европейских моряков. Он не только спасал моряков от лежания в грязи и на cгнившиx матрасах, но и позволил морякам легко очищать брезент.
Но кроме экономии и гигиены, гамак также позволял морякам спать гораздо спокойнее, поскольку свободно качающийся гамак следовал за движением и раскачиванием корабля, что было очень полезно для вестибулярного аппарата.
Врач Герхард Бекен из Военно-морского медицинского института в Киле рекомендовал следующее: «Страдающим от морских болезней, по возможности, следует спать в гамаке, который уравновешивает качку корабля и обеспечивает более комфортный сон, чем классическая койка».
Ещё одно преимущество такого спального места, как гамак, также заключается в том, что когда подвешенный гамак раскачивается вместе с движением судна, то моряк не рискует быть сброшенным на палубу во время волнений моря или сильных штормов и в него не прилетит лежащее где-то в стороне и плохо привязанное ядро, бочка или какой-нибудь опасный элемент снаряжений.
До появления военно-морских гамаков, моряки (особенно пираты) часто получали травмы или даже пoгибaли, когда падали со своих спальных мест, а затем катались по всей палубе во время сильных штормов, вместе с тяжелыми ядрами, пушками и даже острыми видами оружия.
Брезентовый морской гамак обвивался вокруг спящего, как кокон, что делало непреднамеренное падение с него практически невозможным.
Многие моряки настолько привыкли к такому способу сна, что использование гамаков на флоте продолжалось вплоть до 20 века.
Например, во время Второй мировой войны военные иногда использовали гамаки как для военно-морских сил, так и для солдат, чтобы увеличить доступное пространство и грузоподъемность. Многие моряки-любители даже сегодня предпочитают гамаки койкам из-за большего комфорта во время сна в открытом море.
Гамаки даже использовались на космических кораблях, чтобы наиболее эффективно использовать доступное пространство. Во время программы «Аполлон», американский лунный модуль был оборудован гамаками, чтобы командир и пилот лунного модуля могли спать с комфортом.