Нужно ли (и как?) прогревать автомат?

Нужно ли (и как?) прогревать автомат

Требуется ли автоматической коробке передач прогрев? Как защитить АКПП в мороз от преждевременного износа?

Немного о технической составляющей

Ответ на вопрос становится очевидным, если вспомнить устройство автоматической трансмиссии. В АКПП крутящий момент передается через гидротрансформатор, по своей форме напоминающий бублик. Одна половина этого «тора» (насосное колесо) вращается вместе с валом двигателя. При этом центробежная сила отбрасывает трансмиссионную жидкость с лопастей насоса на турбину, вызывая ее вращение.

Турбина через вал соединяется с планетарным механизмом с фрикционами. Когда электроника подает сигнал, в гидроблоке для масла открывается определенный канал. Происходит торможение одной планетарной шестерни, благодаря чему освобождается другая. За счет смены задействованных элементов и обеспечивается переключение передач.

Нужно ли (и как?) прогревать автомат?

В машинах с автоматической трансмиссией гидротрансформатор выполняет функцию сцепления. Его насос полностью отвечает за давление в гидроблоке, управляющем передачами. До запуска двигателя давление в коробке отсутствует.

Пока трансмиссионная жидкость не прогрета, ее вязкость превышает нормальные значения, предусмотренные инженерами. Такое масло не в состоянии создавать нужное давление. В результате этого фрикционные диски смыкаются не полностью, а смена передач может происходить некорректно. Кроме того, слишком густое трансмиссионное масло с трудом проходит через фильтрующие элементы. Если в жидкости окажутся загрязнения, образовавшиеся в результате износа деталей, система может засориться.

Прогрев автоматической коробки помогает не допустить оседания грязи и нормализовать давление внутри гидроблока. При достижении рабочей температуры скорости начинают переключаться максимально быстро и плавно. Автомобиль не дергается при смене передачи, а человек, сидящий за рулем, не испытывает дискомфорта при вождении.

Трансмиссионная жидкость для автоматических коробок застывает примерно при -50 °C. До этого она сохраняет некоторую текучесть. Чтобы ее улучшить, в масло добавляют специальные присадки. Однако полностью устранить проблему они не способны. Поэтому в мороз прогрев автоматической трансмиссии необходим.

Прогрев АКПП в холодное время года

Сразу стоит отметить, что все манипуляции с селектором неэффективны. Некоторые автомобилисты советуют поочередно включать каждое положение с задержками около 15–20 секунд. Однако прогреть таким способом автоматическую коробку передач не получится. Подобные действия не способны повлиять на температуру трансмиссионной жидкости.

Нужно ли (и как?) прогревать автомат?

Циркуляция масла внутри АКПП начинается сразу после запуска мотора, даже если селектор в этот момент находится в положении P или N. Поэтому для прогрева агрегата достаточно дать поработать двигателю несколько минут.

Некоторые советуют переключать коробку в положение D, удерживая в это время ногу на педали тормоза. Такая мера действительно помогает увеличить сопротивление внутри гидротрансформатора и несколько ускорить прогрев трансмиссионной жидкости. Однако опытные автомеханики использовать данный метод все-таки не советуют. Если АКПП изношена, резкое увеличение давления вязкого масла способно усугубить ситуацию и приблизить капитальный ремонт.

Кстати, быстрое перемещение селектора из одного положения в другое тоже может нанести агрегату вред. Автоматическая коробка на это просто не рассчитана.

Примерно через 5 минут можно аккуратно начать движение, избегая резких ускорений и пробуксовок в снегу или на льду. Нажимайте на педаль газа максимально плавно, и сохраняйте низкие обороты двигателя. Так вы дадите АКПП прогреться без ущерба для ее основных деталей.