Во многих исторических военных фильмах о Второй мировой, образ немецкого офицера нередко сопровождается безобразными шрамами на его лице.
И зрители подобных фильмов часто могут подумать, что шрам — это всего лишь голливудский реквизит. По сути, уловка, чтобы актёр исполняющий подобную роль выглядел как можно более безжалостным и омерзительным.
Однако, просматривая исторические документы о Второй мировой войне, нередко действительно можно увидеть очень многих высокопоставленных офицеров с подобными ypoдливыми шрамами на лице и щеках.
Оказывается, что шрамы на лице были чрезвычайно распространены среди австрийских и немецких солдат не только в период Второй мировой, но ещё даже и во времена Первой мировой войны.
Но почему?
Подробнее об этом мы сейчас расскажем в нашей новой статье:
Но для начала нужно подробнее рассказать об исторической мужской культуре чести
Дуэли известны человечеству многие тысячи лет, когда мечи были неотъемлемой частью одежды знатных мужчин.
О практике дуэлей в своих трудах («Записках о Галльской войне») пишет даже Гай Юлий Цезарь, когда рассказывает историю о том, как в германских племенах мужчины решали все свои споры друг с другом, участвуя в смертельных поединках на мечах.
На самом деле дуэль (как способ разрешения споров) существовала у многих народов на протяжении всей истории человечества и могла использоваться либо для разрешения несправедливости (судебная дуэль), либо как признак рыцарства (рыцарская дуэль).
Рыцари в эпоху Средневековья чаще прибегали к рыцарскому поединку во время правления английского короля Эдуарда III (1327–1377), «который скрепил печатью королевского одобрения эту практику, самолично вызвав французского короля Филиппа на дуэль в 1340 году».
Однако, рыцарские дуэли пришли в упадок к концу XV века; но более распространенная практика защиты своей чести на дуэли среди знатных мужчин сохранилась и получила новый импульс в Европе в 1570-х годах.
Именно после XVI века культура дуэлей начинает активно формироваться по новому образцу, среди уважаемых джентльменов по всей Европе.
Дуэль обычно развивалась из-за желания джентльмена исправить предполагаемое оскорбление его чести. Считалось, что лучше достойно умереть на дуэли из-за оскорбления, чем жить без чести. И очень важно, что только джентльмены могли вызывать кого-то на дуэль, поскольку лишь джентльмены имеют честь и, следовательно, имеют право на дуэль.
Главным новым видом дуэлей после эпохи Средневековья был отход от так называемых «судебных поединков», когда во время битвы тот, кто погибал и считался юридически виновен с точки зрения Господа.
В обществе джентльменов эпохи Нового времени теперь участвуя в дуэлях было необязательно убивать противника, а скорее ранить его и тем самым получить удовлетворение. Это означало восстановить свою честь, продемонстрировав сопернику и всем зрителям готовность встретить смерть в бою. Либо нанести друг другу взаимный урон, пролить кровь и согласиться на ничью.
Вскоре дуэли стали обычным явлением и в академической среде. Поскольку в университеты в XVIII-XIX веках поступали преимущественно богатые люди, то быть студентом тогда считалось престижно.
Академическое фехтование рассматривалось как своего рода тренировка по формированию мужеского характера. Для решений конфликтных ситуаций между студентами назначалась дата поединка, судья, и также было обязательным присутствие лечащего врача, поскольку травмы были обычным явлением.
Конечно во время подобных дуэлей студенты носили защитное снаряжение, которое включало набивку на руки, защиту груди, глаз и горла. Однако во многих случаях дуэли возникали спонтанно, и в этом случае защитное снаряжение могло быть минимальным, а риски серьезных ранений или смерти увеличивались многократно.
- Активнее всего практика мензурного (студенческого) фехтования практиковалась в Германии, Австрии, Швейцарии, а также в Бельгии, Польше и балтийских регионах.
Травмы во время мензурного фехтования редко были опасны для жизни, но часто оставляли уродливый, но в остальном желанный шрам на левой щеке, называемый шмиссе («Schmisse» по-немецки), также называемый «шрамом хвастовства». Поскольку чаще всего в бою сталкивались мужчины фехтующие саблей доминирующей правой рукой, то 90% всех ранений мужчины получали на левой стороне своего лица.
И подобные шрамы на лице студентов среди австрийцев и немцев из высшего сословия считались почётным знаком уже с 1825 года.
В конце XIX и начале XX века были нередки случаи, когда студенты в университетские годы проводили от 20 до 30 подобных дуэлей за всю свою учёбу. А один немецкий студент Фриц Бакмайстер принял участие примерно в 100 поединках по мензурному фехтованию. Таким образом, у многих опытных фехтовальщиков накапливалось множество шрамов на лице.
Следовательно, многие из тех же самых мужчин из высшего сословия, которые носили подобные шрамы, в будущем переоделись в форму немецкой армии как во время Первой, так и во Второй мировой войны.
Мензурное фехтование во времена Третьего рейха
Немецкие военные законы разрешали мужчинам участвовать в дуэлях чести вскоре после Первой мировой войны. Но во время Третьего рейха (с января 1933 г. по май 1945 г.) мензурное фехтование было запрещено во всех университетах. Нацистское государство признало, что академическое фехтование было неотъемлемой частью независимо мыслящих Studentenverbindung или братств, которые все еще существовали в 1930-е годы. Нацисты считали эти братства наполненными представителями предыдущим правительством и хотели их распустить.
Однако, даже во время Второй мировой «шрам шмиссе» на лице офицера считался почетным знаком, означавшим его и высокое социальное положение.