Звонят и требуют вернуть несуществующий долг — что делать?

Звонят и требуют вернуть несуществующий долг — что делать?

Абоненты нередко получают звонки от неизвестных людей с требованием выплатить несуществующий долг. Что делать, если мошенники требуют вернуть деньги, которые абонент не занимал.

Кто звонит и требует вернуть несуществующий долг?

Чаще всего подобными звонками абонентов беспокоят из коллекторских агентств (или сами кредиторы). Если абонент не брал деньги в долг, не оформлял кредит или микрозайм, то его номер телефона мог оказаться у коллекторов по нескольким причинам:

  • Кто-то другой указал абонента в качестве своего контактного лица и оставил его номер — обычно это делают родственники или друзья.
  • Номер абонента был указан по ошибке (например, кредитор неверно записал номер должника или сам должник неправильно назвал свой номер). В результате неправильный номер на деле принадлежит совершенно другому человеку.
  • SIM-карта абонента ранее принадлежала настоящему должнику, которого и ищут коллекторы.
  • Злоумышленники оформили кредит или микрозайм на паспортные данные абонента (например, если его данные были «слиты» или мошенники получили доступ к его аккаунту на Госуслугах либо доступ к паспорту напрямую).

В редких случаях звонят не коллекторы, а мошенники, которые изначально знают, что абонент на самом деле никак денег не брал. Их задача — запугать жертву или начать шантажировать ее, чтобы та вернула деньги в обмен на спокойствие. Ради этого злоумышленники могут раздобыть информацию о жертве (например, частичные данные ее паспорта, место жительства или информацию о родственниках), которую и будут использовать для давления на человека.

Абоненты нередко получают звонки от неизвестных людей с требованием выплатить несуществующий долг. Что делать, если мошенники требуют вернуть деньги, которые абонент не занимал.

Что делать?

Если звонки от неизвестных становятся более настойчивыми, необходимо выйти на диалог со звонящими. Вначале потребуется выяснить, кто именно звонит, банк или коллекторы, а также точное название организации и ее адрес. Затем необходимо узнать, на чье имя оформлен долг, который у абонента требуют вернуть, и почему именно его номер указан в договоре (например, указан ли он как номер должника или записан в качестве «контактного лица»).

Выяснив все подробности, в случае если звонившие также пошли на контакт, в первую очередь стоит объяснить ситуацию и сообщить, что должником абонент не является и к долгу отношения не имеет. Эффективным может оказаться напоминание о том, что разглашение данных о долгах заемщика третьим лицам (кем и является абонент) незаконно. В конце необходимо попросить убрать свой номер из договора чужого человека и прекратить звонки.

В случае если коллекторы продолжают донимать звонками, можно принять следующие меры:

  • Отправить официальную жалобу на имя генерального директора организации, от которой поступают звонки, по ее адресу.
  • Если есть возможность, лично посетить коллекторское агентство и подтвердить, что номер, указанный в договоре должника, принадлежит другому человеку. Есть вероятность, что на жертву действительно оформили микрозайм неизвестные по ее «слитым» паспортным данным.
  • Отправить жалобу в ФССП, Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств или Роспотребнадзор — сделать это можно и онлайн на официальных сайтах этих служб.

Если звонят не коллекторы, а банк, то жалобу необходимо отправлять в саму банковскую организацию. В случае продолжения навязчивых звонков и требований вернуть деньги, которые абонент не брал, необходимо обращаться в Центральный банк.

Важно! Если неизвестные отказываются идти на контакт, не называют организацию, из которой звонят, и продолжают требовать вернуть долг — это чаще всего мошенники. В этом случае с заявлением стоит обращаться в правоохранительные органы, а также к мобильному оператору для блокировки номера злоумышленников.

Мужские Забавы
Звонят и требуют вернуть несуществующий долг — что делать?
Виктория Боня назвала «тявкающей собачонкой» Ксению Бородину