Для многих автолюбителей любой посторонний звук, тем более от двигателя, звучит, как дорогостоящий ремонт. Оно и не мудрено, сейчас любые запчасти стоят недетских денег, не говоря уже о ремонте двигателя. Тут даже на «жигулях» теперь дешевле взять новый мотор, чем капиталить старый.
Многим водителям знакома эта картина — при запуске двигателя на холодную появляется неприятный стук из-под капота. Этот стук на еще холодном моторе может внезапно пропасть как через несколько секунд после запуска, так и через несколько минут. Бывалых водителей этим не удивишь, они сходу скажут, в чем же причина — стучат гидрокомпенсаторы.
И да, стук их может проявляться в совершенно разных рабочих режимах мотора — как на горячую, так и на холодную, как только на низких, так и только на высоких оборотах. Стучать они могут и постоянно и тут уже стоит задуматься о скором ремонте двигателя, без разбора двигателя уже не обойтись.
Но в этот раз поговорим именно о стуке «на холодную», почему он появляется и как его все же можно убрать своими силами, без замены гидрокомпенсаторов, не залезая в мотор и не разбирая его.
На деле же причин тут не так много, как при стуке «на горячую», в этом случае причины и последствия зачастую куда более далеко идущие.
Стоит понимать, что гидрокомпенсатор — устройство, работа которого напрямую зависит от наличия в нем смазки. И если говорить простыми словами, то гидрокомпенсатор выдает себя постукиванием в тех случаях, когда этого масла там, откровенно говоря, не хватает для нормального функционирования.
То есть стук появляется зачастую в тех случаях, когда либо из гидрокомпенсатора вытекает масло на заглушенном двигателе, либо в случае, если смазки поступает недостаточное количество.
Конечно же все это можно проверить после частичной разборки двигателя, тогда то и удастся выяснить, какой гидрокомпенсатор или гидрокомпенсаторы стучат, на это есть несколько способов.
Но наша задача — убрать этот стук, не приходя к дорогим и трудозатратным методам. И главным способом борьбы с этим стуком от гидриков в этом случае является масло.
Самое простое и первое, что нужно проверить — банально уровень масла. При его малом количестве смазки может попросту не хватать и маслонасос будет «хватать» масло с воздухом, отчего сжимаемость масла будет нарушена, соответственно и гидрокомпенсаторы запросто начнут стучать.
Так же сразу стоит вспомнить, когда же в последний раз это масло вообще менялось. Если выработка уже довольно большая, а машина не видела замены масла больше 10-15 тысяч километров, то масло к этому моменту превратится в непонятную «жижу». Работать оно уже не будет так же хорошо, как и новое. А потому к стуку гидриков может добавиться и масса других проблем в виде ускоренного износа всех остальных пар трения в двигателе.
К тому же отработанное старое масло коксует масляные каналы, ведущие к гидрокомпенсаторам. Чтобы такого не происходило смазку надо менять вовремя, об этом я каждый раз говорю в своих статьях на канале.
Даже загрязненный масляный фильтр может способствовать стуку гидрокомпенсаторов. То же самое может произойти, если установлен фильтр не той производительности, которая предусмотрена заводом изготовителем.
Даже замена некачественного фильтра на хороший может избавить от проблемы стука гидрокомпенсаторов на холодном двигателе.
Но может быть и так, что масло залито хорошее, и фильтр качественный, и меняется все это дело вовремя, однако гидрики все равно стучат, даже если двигатель только-только обслужили.
Причиной этому может послужить неправильно подобранное моторное масло. Масло со слишком низкой вязкостью легко может вытекать из гидрокомпенсатора во время простоя автомобиля.
В таких случаях, например, если было залито масло вязкостью 0w30, стоит сменить его на более густое 5w30, например.
В противном случае, если масло залито более густое, при запуске мотора на холодную может наблюдаться другой эффект — из-за повышенной вязкости масло не может проникнуть в гидрокомпенсаторы в должном объеме. Именно поэтому при прогреве масла, когда оно становится более жидким, постепенно стук от гидрокомпенсаторов пропадает и все приходит в норму.
Сразу скажу, что «починить» такими методами гидрокомпенсатор без его замены не представляется возможным и вышеописанные меры, скорее, временное решение, однако и они имеют место быть. Естественно, бывают случаи, когда после перехода на более качественное и более подходящее мотору масло работоспособность гидриков полностью восстанавливается, а необходимость в их замене отпадает.
Само собой, если стук после запуска мотора пропадает через несколько секунд — сильно переживать на этот счет не стоит.
Однако, если гидрики перестают стучать только после нескольких минут или вообще «молотят» без остановки, то без кардинальных мер по их замене, скорее всего, уже не обойтись. Здесь уже предстоит задуматься над ремонтом двигателя и заменой масла не отделаться.