Зачем современным двигателям турбонаддув?

Зачем современным двигателям турбонаддув

Все больше на нашем рынке автомобилей, моторы которых оснащены турбонаддувом. Вроде как европейцев и японцев меняют китайские производители, но и эти туда же — турбомоторы стали для китайцев нормой. Наши автомобилисты к таким инновациям относятся с опаской. Наддувные двигатели требуют профессионального обслуживания, качественного топлива и масла. Да и проблемы с некоторыми моделями ранних моторов с наддувом все хорошо помнят. Зачем нужен турбонаддув, насколько он усложняет жизнь автомобилисту и почему в последнее время это техническое решение стало настолько популярным? Давайте разберемся.

Экскурс в историю

Турбокомпрессор (ТК) изобретен и запатентован еще в начале прошлого века. Однако его применение на практике долго тормозили технологические проблемы — создать компактный, работоспособный ТК для легкового автомобиля оказалось задачей непростой. Первые агрегаты наддува использовались на тяжелых двигателях, прежде всего, судовых. Новинка заинтересовала авиаторов, в первую очередь военных. Ведь использование турбонаддува позволяло повысить мощность двигателя и его высотность без значительного увеличения веса. Но и тут массовыми турбокомпрессоры стали только во время второй мировой войны.

Если говорить о колесной технике, то на грузовиках ТК появился в конце тридцатых годов прошлого века. После войны турбонаддув стал все шире применяться в автомобильном спорте и, наконец, перекочевал на серийные легковые автомобили. Сначала на дорогие, спортивные модели, а потом, уже в конце двадцатого века пошел в массы.

Кстати, на автомобильных дизелях турбокомпрессоры стали широко применяться несколько раньше и сегодня найти дизельный мотор без приставки «турбо» практически невозможно.

Немного теории

Все больше на нашем рынке автомобилей, моторы которых оснащены турбонаддувом. Вроде как европейцев и японцев меняют китайские производители, но и эти туда же - турбомоторы стали для китайцев нормой.-2

Как увеличить мощность двигателя? Просто сжечь в его цилиндрах больше бензина. Но он «правильно» горит только в определенном соотношении с воздухом. Можно увеличить рабочий объем мотора, но вместе с ростом мощности возрастут его габариты и вес.

Другой вариант — в тот же объем «запихнуть» воздух под давлением. Габариты и вес почти не меняются, а мощность растет. Такие опыты проводили еще в конце девятнадцатого столетия, на заре развития двигателей внутреннего сгорания. Для наддува применяли компрессоры самых разных типов, порой довольно экзотические. Но все они имели механический привод от коленчатого вала, а значит потребляли драгоценную мощность. У турбокомпрессора здесь несомненное преимущество — он использует дармовую энергию выхлопных газов, буквально «вылетающих в трубу».

Широкое применение ТК долго сдерживалось некоторыми их неприятными особенностями. Чтобы ТК выдал необходимое давление, он должен набрать очень высокие обороты. А для этого нужно увеличить количество выхлопных газов. Получался эффект турбоямы: на резкое нажатие педали газа двигатель реагировал с заметной задержкой, необходимой для раскрутки ТК. Бороться с этим научились применяя переразмеренные турбокомпрессоры с излишней производительностью. Они быстрее выдавали нужное давление, а его «излишки», через специальный клапан сбрасывались в атмосферу.

Но настоящий бум применения турбонаддува на бензиновых моторах пришел не на волне погони за мощностью, а в борьбе за экономию топлива и экологическую чистоту. Тут, очень кстати, и электронные системы управления двигателем достигли определенного уровня развития. Теперь именно они управляют работой агрегата наддува.

Как он устроен

Все больше на нашем рынке автомобилей, моторы которых оснащены турбонаддувом. Вроде как европейцев и японцев меняют китайские производители, но и эти туда же - турбомоторы стали для китайцев нормой.-3

На два конца одного вала насажены две крыльчатки: с одной стороны колесо компрессора, с другой — турбины. Вал вращается с огромной скоростью — несколько десятков тысяч оборотов в минуту в специальных подшипниках скольжения — отсюда высокие требования к качеству моторного масла, которое под давлением подается в эти самые подшипники. В корпусе ТК сделаны магистрали для выхлопных газов и воздуха. Турбины обычно используются центростремительные: газы подаются на колесо по внешнему радиусу через так называемую «улитку», а выходят через центр колеса. Компрессоры, напротив, применяются центробежные: забор воздуха идет по оси, а выброс сжатого — в улитку. На современных ТК применяется регулируемый направляющий аппарат, который оптимизирует поток газов на входе в турбину. Все, вроде бы просто, но…

Профиль лопаток и турбины, и компрессора должен быть правильно рассчитан. Это научились делать довольно давно, а вот изготовление колес с тонкими лопатками сложной формы было проблемой. Лопатки ранних ТК доводили вручную, по шаблонам, с помощью шаберов. Это вам не современное точное литье. Не стоит забывать, что турбина работает при очень высоких температурах — не всякий материал можно использовать. Вал в сборе с колесами требует точнейшей балансировки. Сколь либо заметный дисбаланс на высоких оборотах быстро приведет к разрушению агрегата.

Все больше на нашем рынке автомобилей, моторы которых оснащены турбонаддувом. Вроде как европейцев и японцев меняют китайские производители, но и эти туда же - турбомоторы стали для китайцев нормой.-4

Не так страшен черт

Современный, высокотехнологичный, управляемый электронными мозгами турбокомпрессор — вещь очень полезная. Он обеспечивает высокую отдачу малолитражных моторов: удельная мощность бензиновых турбодвигателей давно и уверенно перешагнула отметку в сто сил с литра рабочего объема. ТК борется за снижение расхода топлива. Давно известно, что удельный расход у моторов с наддувом ниже, чем у атмосферников. Значит потреблять бензина двигатель, оснащенный ТК будет меньше, чем безнаддувный мотор той же мощности. Регулируемый турбокомпрессор вносит свою немалую лепту в оптимизацию рабочего процесса в цилиндрах двигателя, снижая выбросы вредных веществ.

Все больше на нашем рынке автомобилей, моторы которых оснащены турбонаддувом. Вроде как европейцев и японцев меняют китайские производители, но и эти туда же - турбомоторы стали для китайцев нормой.-5

Наконец, именно ТК позволяет сделать даже малолитражный моторчик столь тяговитым и удобным. Где это видано, чтобы моментная характеристика мотора напоминала стол. Такой двигатель тянет снизу доверху и в этом основная заслуга именно ТК. Дело в том, что на крутящий момент влияет качество наполнения цилиндров — есть такая эмпирическая зависимость. Древние моторы с примитивной системой газораспределения хорошо тянули на низких оборотах — дальше им не хватало воздуха. Появившиеся позднее двигатели с многоклапанными головками, напротив, любили высокие обороты — там они демонстрировали свои максимальные возможности. И только современный турбокомпрессор растянул максимум момента на добрые две трети рабочего диапазона оборотов.

Не любят турбомоторы за два свойства — высокую требовательность и низкую надежность. Первое совершенно справедливо: качественные ГСМ, профессиональное обслуживание и грамотная эксплуатация — обязательная программа для долгой жизни такого двигателя.

А вот винить в малом ресурсе всего мотора турбокомпрессор не стоит. Посмотрите на дизельные внедорожники, а еще лучше на тяжелые магистральные грузовики. Их моторы ходят сотни тысяч, а то и миллионы километров. С турбокомпрессором!

Дело, скорее, в изменении общего подхода к конструированию двигателей. В борьбе за экономию всего и вся и сохранение экологии, инженеры пускаются во все тяжкие: снижают потери в двигателе, максимально облегчают конструкцию. Развитие современных расчетных методов провоцирует создателей моторов оставлять минимальный запас, ходить по грани надежности. Да и подход к организации рабочего процесса стал более изощренным. А это штука не до конца изведанная, тут опыт нужен…

Похоже, что мотористы его потихоньку набирают. По граблям находились вдоволь и теперь стараются довести ресурс современных маленьких турбомоторчиков до приемлемых значений. Первая волна проблем схлынула, неудачные моторы хорошо известны и тщательно изучены ремонтниками, а новые или модернизированные модели ведут себя куда более пристойно. По-другому никак нельзя — нам с турбонаддувом долго жить вместе. Пока человечество повально не пересядет на электромобили, что сомнительно. Или что еще придумают…

Мужские Забавы
Зачем современным двигателям турбонаддув?
Реле и предохранители Exeed TXL: где находятся и назначение предохранителей