В заготовительном цеху компании «Чайка-Сервис» кипит работа. На раскроечном столе отечественная высокопрочная сталь МС 700. Лист приподнимается, оператор ждет, пока остынет металл, и лишь затем вновь запускает лазерную установку. Деформированный лист может в любой момент повредить лазерную головку, поэтому персонал должен быть всегда начеку. «Это наша сталь, со шведской таких проблем не было. И дефект периодически наблюдается с августа прошлого года», — рассказывает генеральный директор автозавода «Чайка-Сервис» Евгений Ганин.
У технологов предприятия также есть вопросы к качеству стали МС 700 после гибки: при четко заданных параметрах станка недогибы и перегибы могут быть существенно больше допуска (+/- 1 мм). Хуже того, у некоторых листов наблюдается не просто деформация, а скручивание. Учитывая, что речь идет о крановых стрелах, приемка ОТК идет особенно жестко, поблажки недопустимы. Неудивительно, что так называемый изолятор брака, место в цеху, где складируются детали, не прошедшие контроль ОТК, сейчас заполнен до отказа. «Остается только китайская сталь. Причем по цене она значительно дешевле, даже при условии доставки до Нижнего Новгорода. А по качеству очень близка к шведским сталям. За державу обидно! Мы вынуждены покупать высокопрочные стали в Китае. И где тогда идеология развития машиностроения и автомобилестроения в частности? Какую роль тут должна играть сталь, которая нужна и для гражданской продукции, и для военной», — возмущается Евгений Ганин.
Кстати, импорт нержавеющей стали в Россию в апреле 2023 года увеличился на 29 % по сравнению с мартом и составил 51,5 тыс. тонн, достигнув рекордного показателя для современной России. Основной прирост импорта обеспечило увеличение поставок плоского холоднокатаного проката (+39,6 %) и горячекатаного проката (+54,1 %), говорится в сообщении Ассоциации потребителей и поставщиков спецсталей и сплавов (Ассоциация «Спецсталь»). Аналогичная ситуация и по иным сталям. Вот почему, несмотря на, казалось бы, впечатляющие результаты работы российской черной металлургии, предприятия стараются закупать импортную продукцию. В компании «Палфингер СНГ» (производит и поставляет продукцию под брендами «Велмаш» и «Инман») качество стали тоже вызывает критику. «Основной объем закупаемых сталей составляют марки S460, S690, S700, S890 и S960, используемые для производства КМУ, а также мы используем конструкционную сталь 09Г2С, — рассказывает директор по закупкам «Палфингер СНГ» Анатолий Щукин. — Две основные претензии — это нестабильность механических свойств стали даже в рамках одной партии плавки, а второе — необходимость улучшения плоскостности и снятия внутренних напряжений, обусловленная текущим оборудованием на комбинатах. Но хотелось бы отметить значительные улучшения качества проката, достигнутые металлургическими комбинатами за последнее время. Также стоит отметить, что в России отсутствуют стали от S890 и выше». Он добавил, что с переходом от импортной стали к отечественной потребовалось внести изменения в технологический процесс — уменьшить скорость резки и ввести технологические перемычки. В результате увеличилось время операции и усложнился процесс гибки.
На Челябинском механическом заводе в связи с переходом на отечественную сталь введена операция листоправления. Об этом рассказывает блогер Константин Потапов в тематическом ролике на своем ютуб-канале «Константин ПРО». Поставки вызывают критику у технологов, изделия нередко идут винтом. «Ключевые элементы, которые мы выявляем на листе, это неплоскостность, — рассказывает главный технолог предприятия Анатолий Лисицын. — То есть в состоянии поставки есть отклонения, как в продольном, так и в поперечном направлении».
Предприятие использует металл разных производителей, приобретаются как высокопрочные, так и конструкционные стали. «Отклонения есть, и одни и те же у всех. Вопрос, у кого это чаще встречается, а у кого реже, — говорит Анатолий Лисицын. — Допустим, нарезали стрелы, идут детали, и все пошли с отклонением. Берем следующую партию, и все идеально. И все это у одного и того же производителя. Разные прокатки, и просто как небо и земля». Инженеры Уральского завода подъемных механизмов, комментируя работу с отечественным металлом, отмечают коробление металла в процессе резки и непостоянство гибов. Стали импортного производства ведут себя при обработке более предсказуемо, а значит, процесс изготовления деталей более стабильный.
Новгородское предприятие «Meusburger Новтрак» ведет политику активного замещения европейских материалов и комплектующих аналогами российского производства. В перечень импортозамещения входит и металл, который закупается у «Северстали» и НЛМК. «Мы работаем с поставщиками по прямым контрактам с сертификатом, с материалом все нормально», — комментирует генеральный директор ЗАО «Новтрак» Свен Кубе. Пожалуй, единственная проблемная позиция для новгородского предприятия — вальцованный профиль, который используется на внешней раме полуприцепа для крепления груза. «Сейчас мы в поиске российского производителя, который может предоставить профиль соответствующего качества», — говорит Свен Кубе.
ПАО «КАМАЗ» активно работает с российскими металлургами. Магнитогорский металлургический комбинат, например, по итогам 2022 года стал одним из главных поставщиков металлопродукции в адрес автогиганта из Набережных Челнов. Как рассказал журналистам на выставке Comtrans 2023 генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин поставки магнитогорского металла охватывают и лонжеронную сталь, и металл для изготовления кабин грузовиков. В настоящее время автозавод успешно заместил часть импортной продукции сталью Магнитки.
Тем не менее, вопросы к отечественному металлу есть. Эксперты видят проблему в нестабильности технологий. А еще в том, что металлурги мало прислушиваются к машиностроителям.
Во всем мире основным потребителем высокопрочной стали является автопром. Применение высокопрочной стали в лонжеронах и других несущих конструкциях позволяет снизить массу автомобиля, а значит, улучшить его эксплуатационные характеристики. Если наши металлурги повысят качество продукции, отбоя от заказчиков не будет, считают эксперты. А пока наши автомобилестроители предпочитают закупать высокопрочную сталь в дружественных странах.