По данным Counterpoint Research, в 2017 году на мировом рынке смартфонов существовало 720 активных брендов, и ежегодно продавалось до 1.5 миллиарда устройств. Даже в 2019-м производителей насчитывалось более 690.
Однако с 2019 года наблюдается резкое снижение количества компаний. Сохранять прибыльность в индустрии становится все труднее и труднее: в основном, из-за глобального экономического кризиса, а также последствий коронавируса и связанного с ним дефицита комплектующих. Многие бренды не достигли «доковидных» показателей, поэтому были вынуждены закрыться. В 2023 году в мире насчитывается всего 250 мобильных брендов.
Рынок смартфонов сократился вдвое
Важно отметить, что большинство прекративших свое существование компаний были местными игроками, которые предлагали свои телефоны в таких странах, как Индия, Китай и Япония, а также в таких регионах, как Африка и Ближний Восток. Для сравнения, количество мировых брендов осталось практически неизменным (есть около 30 глобальных игроков)
По статистике Counterpoint Research, за последние 6 лет закрылось 65% региональных брендов. Некоторые обанкротились и прекратили существование, другие переключились на производство носимых устройств, гаджетов и устройств «интернета вещей», где нет такой большой конкуренции. В ближайшие годы их количество сократится еще сильнее, поскольку почти 90% локальных компаний не превысили 100 000 проданных единиц в 2023 году.
Какие бренды исчезли с рынка смартфонов?
Наиболее известными, безусловно, являются BlackBerry (хотя компания долгое время не занималась разработкой телефонов, а лицензировала их третьим лицам) и LG. Смартфоны под брендами Micromax, Intex и Karbonn исчезли из рынка Индии, а InnJoo и Xtouch с Ближнего Востока и Африки. В Китае зарегистрировали прекращение деятельности четырех брендов, а именно Meizu, Meitu, Gionee и Coolpad, хотя Meizu постепенно оживает под крылом автопроизводителя Gelee. Япония больше не производит смартфоны Kyocera и NEC.
По мнению Counterpoint, шанс выжить на рынке в ближайшие годы есть даже у небольших компаний. Но только при условии, что они будут ориентированы на конкретную группу пользователей. Производители, которые пошли по этому пути, — это, например, Fairphone (ремонтопригодность, экология), Doro (телефоны для пожилых людей) или Sonim (устойчивые смартфоны для экстремальных условий). Экспансия китайских брендов, таких как Xiaomi, OPPO и vivo, просто не позволяет выживать тем, кто делает стандартные смартфоны и пытается конкурировать за счет невысокой цены.