Насколько быстро и как далеко Российская Федерация продвинулась на пути к возможной рекламе будущего: «К полному баку — автомобиль в подарок»?! Злые языки утверждают, что ничто у нас не даётся столь дёшево и не ценится столь дорого, как топливо. О «горючих проблемах» в стране поминается на самом высоком уровне:
- «Правительство должно было своевременно реагировать, были приняты соответствующие решения, как известно, но не так давно, чтобы удерживать паритет между ценами внешнего рынка и внутреннего рынка, потом эти механизмы были отменены. Ну, правительство не среагировало своевременно на изменения на мировом рынке в связи с ростом цен на нефть…
- Но в целом производители и правительство между собой договорились, как они будут действовать в ближайшее время», — заявил президент РФ Путин. То есть правительство — виновато, правительство и исправит, «договорившись».
Если ретроспективно посмотреть заголовки СМИ с начала «нулевых», то:
- 2002 год, «Путин обеспокоен скачком цен на бензин»;
- 2004 год, «Путин против спекулятивных цен на бензин»;
- 2006 год, «Путин считает, что «нужно оперативно реагировать и следить за ростом цен на бензин»;
- 2011 год, «Путин пообещал „надавать по рукам“ за высокие цены на бензин»;
- 2013 год, «Путин попросит „Роснефть“ снизить цены на бензин»;
- 2017 год, «Президент РФ Владимир Путин заявил, что государство не позволит производителям и продавцам бензина поднимать цены»;
- 2019 год, «Путин поручил правительству держать под контролем цены на топливо. Президент недоволен ценами на бензин»;
- 2020 год, «Путин удивился росту цен на бензин».
Справедливости ради, ситуация не подобна от года к году, причины (вернее сказать — «поводы») иногда отличаются, но тенденция, выраженная заголовками СМИ, неизменна. Из чего в РФ складывается цена на бензин: 1) Стоимость сырья; 2) НДПИ и НДД; 3) НДС; 4) Акцизы; 5) Расходы на производство; 6) Торговая надбавка.
Обвинять во всём «торгашей» или «сырьевиков», когда более половины ценника составляют налоги и акцизы, наверное, не совсем корректно. В государстве должны быть и другие цепочки «добавленной стоимости» (и чем технологичнее, тем лучше в значении «больше»), откуда нужно черпать расходы на содержание управления, безопасность и социальное обеспечение населения. Увы, рентная экономика таковыми не озаботилась…
Однако нас сейчас интересует, так называемый, индекс бигмака, извиняюсь, бензобака. Индексы для того и существуют, чтобы ими меряться, определяя, насколько выгодно, комфортно, удобно и т. д. проживать на определённой территории, именуемой страной-стороной.
- В данном конкретном случае — количество заправленных бензобаков на условно-среднюю ежемесячную зарплату. Считали наши коллеги из «Равенство.Медиа», основываясь на материалах Росстата, естественно (чтоб без вражьего и наносного).
- Согласно оным, с начала года бензин в России подорожал на 7,3%. Причем активнее всего цены росли летом. Если в начале июня литр Аи-95 стоил на заправках 52,1 руб., то к концу августа — 55,1 руб. (+7%).
- Оптовые цены на бирже растут и в сентябре. Цены на Аи-95 достигли 5 сентября 56,7 руб. за литр, тогда как в конце августа были 54,6 руб., а в конце июня — 51,1 руб. Рост с тех пор составил уже 11%. Но прежде цены на бензин росли медленнее доходов, поэтому топливо все равно становилось доступнее.
Средняя зарплата в РФ в июне была
Для наглядности оценим по
1. Лихтенштейн — 72;
2. Швейцария — 56;
3. Люксембург — 50;
4. Дания — 46;
5. Исландия — 41;
18. Россия — 25;
44. Армения — 7;
46. Украина — 6
Для понимания и сравнения:
США — 77;
Китай — 19;
Индия — 3.
Немного от России отстает Китай (19 баков). Но в РФ гораздо выше, чем в КНР или Европе, разница в доходах («социальное расслоение»). Так, 10% высокооплачиваемых сотрудников получали в
Медианная зарплата, что в РФ близка к средней у 75% менее оплачиваемой части работников, была в июне около 47 300. Это 41 200 руб. «чистыми», чего хватало уже (или «всего лишь») на 16 баков. Таким образом, «25 российских баков» это как бы «на всех» с неравным меньшинством, а на самом деле — 16 баков (для большинства)