Общественники просят ужесточить процесс регистрации машин после заключения сделок.
В нормах российского законодательства, регламентирующих процесс-купли продажи транспортных средств, нашли лазейки, которыми пользуются недобросовестные автомобилисты. Теперь представители общественных организаций просят МВД изменить правила регистрации автомобилей. Рассказываем, о каких проблемах идет речь и что конкретно предлагают общественники.
Вопросы к действующим нормам появились у Национального автомобильного союза (НАС), сообщают
В НАС обратили внимание на то, что этим активно пользуются недобросовестные автомобилисты, которые оформляют несколько договоров купли-продажи на одну и ту же машину, проставляя в них разные даты. Если авто будет еще раз перепродано, привлечь к ответственности его «промежуточного» собственника не представляется возможным.
По мнению Шапарина, владельцы и водители таких машин находятся вне правового поля. «Автомобили могут не иметь полиса ОСАГО, штрафы с камер фото-видеофиксации нарушений ПДД не приходят реальному собственнику транспортного средства», — отметил он. Кроме того, утверждает президент НАС, данные транспортные средства могут использоваться для совершения преступлений.
Союз провел анализ объявлений по продаже автомобилей на одном из известных сайтов и установил, что около 15% машин, выставленных на торги, не стоят на учете в ГАИ. По подсчетам НАС, из 10 тысяч таких транспортных средств только 134 непригодны к эксплуатации.
Кроме нарушений ПДД и прямой угрозы безопасности граждан, считают общественники, реализация таких автомобилей бьет и по региональным бюджетам. Шапарин в своем обращении отмечает, что продают машины и частные лица, и перекупщики, которые не регистрируют на себя авто, чтобы не платить транспортный налог, а также автосалоны. Последние выставляют авто на торги по договору комиссии — за счет этого они не попадают под действие закона «О защите прав потребителей» и не несут ответственность за реализованный товар.
Что предлагают в НАС?
Союз обратился к МВД РФ, предложив изменить правила регистрации т/с и внести поправки в статью 19.22 Кодекса об административных правонарушениях. Так, Шапарин считает, что продавцов следует обязать уведомлять ГИБДД о факте продажи транспортного средства. Кроме того, следует наложить запрет на «совершение регистрационных действий» новым собственникам автомобилей, не зарегистрированных «в установленном порядке».
Также предлагается увеличить срок давности привлечения к ответственности за нарушение правил регистрации транспорта и выписывать штраф водителям незарегистрированных авто независимо от того, кто не поставил машину на учет в ГИБДД.
Эксперты по-разному оценивают нововведения, предлагаемые руководством НАС. По мнению адвоката движения «Свобода выбора» Сергея Радько, данная мера избыточна: он напомнил, что по закону бывший владелец автомобиля имеет право потребовать от ГИБДД аннулировать регистрацию т/с, если новый собственник спустя 10 дней с даты продажи не поставил машину на учет.
Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков полагает, что инициатива жизнеспособна и позволит решить проблему со штрафами, которые до изменения учетных данных автомобиля приходят прежнему владельцу. Однако механизм применения нововведений должен быть хорошо проработан, считает он.