Поездки за горошком для оливье и мандаринами в гипермаркет могут уйти в прошлое. Уже к следующему Новому году приобрести все необходимое для праздничного застолья россияне смогут в палатках у дома и автолавках. Сделать мобильные форматы торговли более доступными предложили депутаты от «Единой России».
Фото: Наталья Мущинкина
Накануне праздников парламентарии внесли в нижнюю палату законопроект, призванный превратить открытие торговой палатки или фуд-трака из головной боли в прибыльный бизнес. Авторы поправок в закон «Об основах госрегулирования торговой деятельности» — группа из пятнадцати депутатов во главе с зампредом фракции «ЕР» Сергеем Морозовым.
Разработчики законопроекта сетуют, что сейчас правила игры для сектора мобильной торговли во всех регионах страны разные. Поправки приведут все к единому знаменателю. Кроме того, за предпринимателями будет закреплен минимум гарантий, который позволит ему не бояться за живучесть своего палаточного бизнеса.
Одной из таких гарантий станет принцип «меняется место — сохраняется бизнес». Это значит, что если место, на котором стоит палатка с овощами-фруктами или, скажем, пирожками и шаурмой, вдруг потребуется муниципалитету, чиновники будут обязаны выделить бизнесмену другие квадратные метры. То есть выгнать торговцев с насиженных мест из-за того, что там пройдет новая дорога или будет построена многоэтажка, просто так уже не получится.
Также авторы поправок обещают бизнесменам свести к минимуму любую бюрократию. Принцип размещения мобильных торговых точек станет заявительным. Но это будет касаться только общедоступных мест.
Чемоданным настроениям в торговле не место, решили депутаты. И предложили муниципалитетам заключать с хозяевами автолавок и палаток договоры минимум на пять лет.
При этом парламентарии уверяют, что не пытаются наступить на самолюбие чиновников:
«Законопроектом не перераспределяются, а только уточняются полномочия органов местного самоуправления», — подчеркивают депутаты в пояснительной записке.
И тут же дают совет, с кого чиновникам брать пример: «Законопроект позволяет местным органам регулировать нестационарную торговлю по своему усмотрению, в том числе по модели, которая используется сейчас в Москве, когда киоски принадлежат городу и сдаются предпринимателям в аренду», — отмечают единороссы.
Потенциальную прибыль от новой модели авторы поправок уже подсчитали. Со ссылкой на данные экспертного сообщества они заявили, что «частные инвестиции в автопром и смежные сервисы, такие как производство торгового оборудования для фуд-траков, автомагазинов и их обслуживание, составят минимум 220 млрд рублей». Плюс в модернизацию старых палаток и закупку новых предприниматели вложат еще порядка 100 млрд рублей, считают думцы.
Кроме того, торговля прирастет новыми рабочими местами: их будет создано около 250 тысяч, прогнозируют депутаты.
Наконец, у аграриев появятся новые каналы сбыта продукции, а у потребителей – больше шансов купить свое-родное без необходимости тратить полдня на поездку в гипермаркет.
«Увеличение числа торговых объектов шаговой доступности, в первую очередь в городской среде, будет способствовать увеличению объемов реализации и потребления продовольствия — по экспертной оценке объемы реализации сельхозпродукции могут вырасти на 4,5 млн. тонн», — уверяют законодатели.