Ученые: Наше обоняние меняет то, как мы видим цвет

Ученые: Наше обоняние меняет то, как мы видим цвет

Исследователи обнаружили, что наше обоняние может влиять на то, как мы воспринимаем цвет.

Людей постоянно бомбардируют сенсорной информацией: жужжание компьютерного вентилятора во время работы; ярко-белая надоедливая таблица Excel; запах ужина в мультиварке внизу. Чтобы разобраться во всех этих входных данных, мозг часто их комбинирует. Это означает, что одно чувство может бессознательно влиять на другое, что известно как кроссмодальная ассоциация.

Оказывается, одна из этих ассоциаций возникает между нашим обонянием и зрением: новое исследование показало, что запах может влиять на восприятие цвета. Используя эксперименты, связанные с сенсорной депривацией, исследовательская группа обнаружила, что присутствие различных запахов может влиять на то, как мы воспринимаем тот или иной цвет.

«В предыдущем исследовании мы показали, что запах карамели обычно представляет собой кроссмодальную ассоциацию с темно-коричневым и желтым, точно так же, как запах кофе с темно-коричневым и красным, вишневый запах – с розовым, красным и фиолетовым, мята – с зеленым и синим, а лимонный запах – с желтым, зеленым и розовым», — пояснил в своем заявлении ведущий автор работы Райан Уорд.

Новое исследование, однако, хотело установить, влияет ли запах на восприятие одного и того же цвета.

Эксперимент, в котором приняли участие 24 взрослых, проходил в специально спроектированном помещении. Хотя это и не тот уровень сенсорной депривации, который наблюдался в прошлых исследованиях, некоторые чувства тщательно контролировались: окна были затемнены, свет был выключен, а очиститель воздуха удалял любые запахи из комнаты. Участникам также пришлось воздержаться от использования дезодоранта и духов.

Они также сидели перед экраном, заполненным случайным цветом, в то время как ультразвуковой диффузор нагнетал в комнату один из шести запахов — карамели, вишни, кофе, лимона, мяты или воды в качестве контроля — в течение пяти минут. Затем с помощью двух ползунков участников попросили вручную настроить цвет на экране так, чтобы он воспринимался как настоящий нейтральный серый.

Исследование показало, что у людей была слабая, но значительная тенденция отклонять цвет слишком далеко от нейтрально-серого разными, но предсказуемыми способами в зависимости от аромата, за исключением мятного. Запах кофе заставил участников воспринимать серый цвет как более красно-коричневый, а запах карамели — как более желто-коричневый. Как и следовало ожидать, учитывая их тусклость, вода без запаха соответствовала истинно нейтральному серому цвету.

«Эти результаты показывают, что восприятие серого цвета имело тенденцию к ожидаемым кроссмодальным соответствиям для четырех из пяти ароматов, а именно лимона, карамели, вишни и кофе», — сказал Уорд. «Эта “сверхкомпенсация” предполагает, что роль кроссмодальных ассоциаций в обработке сенсорной информации достаточно сильна, чтобы влиять на то, как мы воспринимаем информацию от разных органов чувств, в данном случае от запахов и цветов».

В какой степени происходит эта связь, еще предстоит определить, но исследователи надеются, что это станет предметом будущих исследований.

«Нам необходимо знать, в какой степени запахи влияют на восприятие цвета, — заявил Уорд. — Например, наблюдается ли показанный здесь эффект для менее часто встречающихся запахов или даже для запахов, встречающихся впервые? Думаю, нам придется подождать и посмотреть… или понюхать, чтобы узнать».

IFLScience

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *