«Троим не верь: бабе не верь, турку не верь, непьющему не верь». Почему Пётр I так говорил

Среди крылатых цитат первому российскому императору Петру Великому приписывают и приведённое в заголовке.

«Народная мудрость»

Выражение «бабе не верь» общенародное, связано с обычным в традиционной культуре принижением женщины, поэтому тут даже нечего комментировать. Впрочем, наверное, чуть ли каждый читатель сможет привести наглядные и красноречивые примеры, объясняющие происхождение этой «народной мудрости».

"Ассамблея при Петре I", картина художника С. Хлебовского

«Турку не верь» — это выражение произошло от давнего противостояния России с мусульманскими державами. С XVII века Россия вступила в соперничество с Османской империей, которая и стала главным геополитическим противником России. Вся «басурманская» хитрость, нечестность, коварство, предательство олицетворялись теперь для русского человека не в «татарине», а в «турке», с которым регулярно велись войны.

Пётр I сам несколько раз вёл войну с Турцией. В 1695 году он отправил русские войска для взятия Азова, но неудачно. В следующем году ему удалось взять Азов. В 1711 году Пётр I выступил с крупным войском в поход против турок на Дунай, но на реке Пруте был окружён более сильной турецкой армией. Желая спастись сам и спасти армию от пленения, Пётр I заключил с Турцией мир, по которому отдал Азов. Турция осталась тем противником, над которым Петру I не удалось торжествовать. Поэтому его раздражение турками вполне понятно.

"Лагерь русских войск на Пруте". Картина художника М. Иванова

Выражение «непьющему не верь» очень напоминает старинную малороссийскую народную поговорку: «Якщо людина не п’є, то вона хвора або підлюка». Воздержание от спиртного казалось у части русского народа чем-то подозрительным, если человек не принял какого-то особого – скажем, монашеского, обета. Особенно неприемлемым был трезвый образ жизни для Петра I, всю жизнь страдавшего алкоголизмом.

Всепьянейший собор

Пётр I сделал ежедневное «поклонение Бахусу» признаком лояльности монарху со стороны его сотрудников и механизмом отбора людей в правящую элиту. «Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший собор», как он называл компанию своих собутыльников, стал одним из символов царствования великого преобразователя.

"Всепьянейший собор" пародировал церковные обряды

Этот «собор» кощунственно копировал обряды православной церкви. Свои пьянки собутыльники Петра называли «служением Бахусу». Вступающего в эту «церковь» «крестили» в чаше с вином или пивом. Изображавший «священника» читал при этом «молитву» Бахусу (древнеримскому богу вина) и творил над «крещаемым» «крестное знамение» сложенными в крест бутылками. На «заседаниях собора» то и дело посвящали кого-нибудь в новый «церковный сан». Пётр выдумал целую иерархию степеней в «соборе».

Так, князь Фёдор Юрьевич Ромодановский получил титул «князь-кесарь всепьянейшего собора». Это было не пустые слова – Ромодановский и при дворе Петра занимал очень видное официальное место, был начальником Преображенского приказа – тайной политической полиции. К нему сам Пётр входил со снятой шляпой. При этом членам «собора» раздавались непотребные клички. Сам Пётр носил сан диакона с совсем уж неприличным прозвищем.

Петр I был активным участником Всепьянейшего собора

Пьянство было одним из элементов западной культуры, насаждавшейся Петром I на Руси. Старая Русь иногда выпивала, но чинно и умеренно. На Западе пили гораздо больше, причём крепких напитков. Для Петра пьянство стало, таким образом, одним из странных и нелогичных объяснений, почему Запад добился больших успехов в науках и ремёслах. Он пытался привить повальное пьянство всему своему окружению и отбирал себе советников только среди людей, способных выпить столь же много, как и он сам. Неудивительно, что Пётр не доверял трезвым людям, да их и не было в его окружении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *