Танк Renault FT-17: в чём заключалась его мощь

Танк Renault FT-17: в чём заключалась его мощь

Легендарный французский танк FT-17 является наиболее удачной боевой машиной Первой мировой войны. Мало того, это первая модификация бронированной техники, которая была запущена в серийное производство. Этот танк поражал невиданными на то время параметрами. Обладал поворотной башней, а также имел так называемую “классическую” компоновку. И это не удивительно, ведь над проектом работал сам Жан Рено, родоначальник одноименного автомобильного бренда.

История создания танка FT-17

В ходе Первой мировой войны французская армия остро нуждалась в лёгком, манёвренном танке, который бы мог оказать посильную помощь пехоте. За разработку новой бронированной техники занялся сам Жак Рено, которому французский полковник Ж.-Б. Этьен пообещал заказ в количестве 150 таких боевых машин.

Полученный результат впечатлил военное руководство Франции. Ведь боевая машина, получившая официальное название «Char leger Renault FT modele 1917», превзошла все их ожидания.

Технические особенности танка FT-17

В первую очередь стоит отметить, что новый французский танк получился предельно легким и доступным в плане производства. Имел вес всего в 7 тонн, а также оснащался автомобильным карбюраторным двигателем Renault 18CV, который позволял танку развивать скорость до 20 километров в час. Как оказалось, для поддержки пехоты этого было достаточно.

Также удивляла необычная на то время “классическая” компоновка этой боевой машины. В лобовой части располагался механик-водитель, отвечающий за управление танком. В средней части танка находилось боевой отделение, а моторная часть компактно располагалась в кормовой части танка FT-17.

Основой этого танка являлся обшитый бронированными листами корпус, к которому крепились все элементы его ходовой части. Броня танка FT-17 имела толщину в 16 миллиметров, а башня этой бронированной машины могла вращаться на 360 градусов.

Ходовая часть французской новинки была представлена 9 опорными и 6 поддерживающими катками, которые приводились в движение ведущим колесом, расположенным в задней части боевой машины. Для преодоления рвов в кормовой части FT-17 располагался съёмный кронштейн, который называли “хвостовиком”.

Популярные модификации французского танка FT-17

Самыми распространенными модификациями французского танка FT-17 являлись:

  • модель оснащенная 37 миллиметровой пушкой Puteaux SA 18
  • модель с 8 миллиметровыми пулеметом Hotchkiss MIe 1914
  • модель огневой поддержки, получившая в свое распоряжение 75 миллиметровую короткоствольную гаубицу Блокхаус Шнайдер

Боевое применение танка Renault FT-17

Весной 1891 года армия кайзеровской германии готовиться к последнему рывку на Западном фронте, угрожая столице Франции, Парижу. Поначалу наступление немцев протекало успешно, однако позже начало захлёбываться. Как результат, обе стороны стали нести чудовищные потери. И уже утром 3 июня на позиции вышли 5 французских танков FT-17, которые оказали на немцев ошеломляющее воздействие. Французам удалось частично прорвать немецкие позиции даже столь незначительным боевым преимуществом.

После окончания военных действия и капитуляции германских войск, танки FT-17 служили в Северной Африке, да и вообще являлись постоянными участниками колониальных войн.

Однако, особую популярность французские танки приобрели во время советско-польского конфликта 1920 года. Тогда Франция передала Польше целый танковый полк, состоявший из 120 боевых машин FT-17. И именно эти боевые машины принимали участие в сражении под Бобруйском, под Варшавой и на Украине.

Красная Армия также заинтересовалась этой французской техникой, внимательно изучив захваченный у поляков экземпляр FT-17. Разобрав и модернизировав эту бронетехнику, РККА в 1920 году приняла на вооружение собственный танк с громким названием «Борец за свободу товарищ Ленин», который также называли “Русским Рено”.

Не остались в стороне и немецкое командование. Ведь захваченные у французов 1704 танка FT-17 очень активно использовались немецкой армией. Они применялись в полицейских целях. А при сооружении Атлантического вала из башен танков FT-17 создавались многочисленные ДОТы. Нередко французские танки немцы полностью закапывали в землю. Такие случаи были выявлены в 1944 году американскими войсками после высадки в Нормандии.

В 1918 году и американская сторона получила от французов 514 танков FT-17, которые также участвовали в активных боевых действиях в сентябре — ноябре 1918 года. Ведь производство собственных машин задерживалось, так как требовалось определенное время для перевода размеров из метрической системы в дюймовую, не так давно принятую в Соединенных Штатах Америки.

Танк Renault FT-17: в чём заключалась его мощь

Танк огневой поддержки Renault FT-17, 64-й ТБ, Алжир, 1942 год.

Танк Renault FT-17: в чём заключалась его мощь

Опытный вариант танка огневой поддержки Renault с установкой 75-мм гаубицы в корпусе, 1919 год.

Танк Renault FT-17: в чём заключалась его мощь

Самоходная установка 75-мм полевой пушки на шасси танка Renault FT, 1919 год.

Танк Renault FT-17: в чём заключалась его мощь

Самоходная установка 105 мм гаубица на шасси танка Renault FT, 1919 год.

Танк Renault FT-17: в чём заключалась его мощь

Renault FT-17 на учениях.