Разберемся, как с помощью них, понять, о чем думает человек.
Мимика
Лицо прекрасно выдает эмоции. На нем сосредоточено примерно 80% всех переживаний. И даже когда человек старается их скрыть, полностью это сделать не получается. Мимолетная улыбка, промелькнувшая на губах, говорит о том, что человек доволен услышанным. Когда он внутренне напрягается, лицо тоже приобретает напряженное выражение. Хмурые брови говорят о задумчивости, а взгляд исподлобья – о злости. Испуг также легко отличить, как и восторг. Просто запомни, как выглядят основные эмоции, и всегда обращай внимание на лицо человека.
Внимание
Еще один сигнал, который мы неосознанно подаем – визуальный контакт. Когда собеседник нам интересен, мы смотрим на него. В глаза или нет, но направляем наш взгляд на человека. А если нам скучно или неловко, возникает желание уйти, взгляд устремляется в сторону, на часы, экран смартфона – куда угодно, но не на собеседника. Также человек, что что-то скрывает или встревожен, постарается избежать визуального контакта. Его глаза будут бегать по сторонам.
Положение тела
Как бы ни старался человек словами показывать заинтересованность, положение тела скажет правду. Как правило, мы направляем его к источнику интереса. Когда это собеседник, то корпус будет полностью повернут к нему. Если в помещение войдет другой приятный нам человек, мы обязательно развернемся в его сторону. При появлении желания уйти тело непроизвольно направляется в сторону выхода. Даже если верхняя часть корпуса повернута к собеседнику, ноги, бедра или стопы могут выдать нежелание продолжать разговор, если обращены к выходу.
Интонация
Если человек говорит одно, а думает другое, его выдаст интонация. Например, когда мы волнуемся, незаметно переходим на повышенный тон, более сбивчивый темп речи. И наоборот, когда человек уверен в своих словах, он будет говорить спокойно и четко. Громкий, хорошо поставленный голос свидетельствует об открытости и коммуникабельности. Закрытый человек говорит более тихо. Анализируя, как меняется интонация, можно проследить отношение собеседника к теме разговора.
Фразы
Не только голос, но сами слова могут дать куда больше информации, чем в них вложено. Если собеседнику действительно интересна тема, он будет переспрашивать, уточнять, выражать свое мнение. А фразы «Да, очень интересно», «Вот как, понимаю» и другие подобные неопределенные дежурные слова говорят лишь о том, что человек, хоть и старается поддержать беседу, но в ней совершенно не заинтересован. Наличие вопросов всегда будет главным индикатором заинтересованности, если говорить о вербальных признаках.
Как научиться распознавать сигналы
Начни с себя
Люди редко задумываются, как их тело выражает истинные намерения. Поэтому их так просто считать. Чтобы понимать других, научись понимать себя. Ты должен хорошо знать свои реакции на разные ситуации, видеть сигналы, которые подаешь. Тогда ты будешь замечать те же знаки в окружающих.
Внимательно изучай свою реакцию на поведение других. Ведь часто достаточно всего нескольких минут, чтобы составить представление о человеке. Но потом буквально за одно мгновение мнение о нем кардинально меняется. Постарайся понять, как это происходит. Во время беседы с новым знакомым анализируй не только его слова, но и что в позе, мимике или жестах заставило тебя почувствовать неприязнь или, наоборот – захотеть продолжить общение. Подмечай все, что вызывает в тебе те или иные эмоции.
Наблюдай за другими
Затем переходи на более сложный уровень – анализируй поведение других людей. Общаясь с кем-то, постарайся понять, что человек сейчас думает, как относится к вашему разговору, как поведет себя в дальнейшем. Начинай с близких. Попроси их потом честно сказать, какие эмоции они испытывали, чтобы ты мог проверить свои догадки.
Как только натренируешься на родных и друзьях, усложни задачу. Где-нибудь в кафе или магазине выбери пару, за которой сможешь некоторое время понаблюдать. По невербальным сигналам, что они будут посылать друг другу, попробуй предугадать, как сложится их беседа: останутся ли оба довольны, поссорятся ли, уйдут вместе или порознь и так далее.
Когда ты научишься делать максимально четкие прогнозы в обоих случаях, то будешь в любой ситуации без труда угадывать, что думает собеседник. Например, при приеме на работу ты уже во время собеседования предугадаешь, перезвонит ли тебе работодатель.
Чем еще полезны навыки считывания людей, так это возможностью формировать у них правильное впечатление. Зная, какие черты какие чувства выражают и как влияют на собеседника, ты сможешь контролировать себя или показывать необходимые эмоции. Тем самым убеждать людей в своих словах и создавать положительное мнение о себе. И на том же собеседовании будешь иметь гораздо больше шансов на успех.
Умение считывать людей полезно во всех сферах жизни, от отношений с близкими до построения карьеры. Еще полезнее научиться контролировать свои эмоции и в любой ситуации выглядеть убедительно. И приобрести эти навыки не так уж сложно, если постоянно тренироваться и быть внимательным.