Сколько времени требуется двигателю в мороз, чтобы как следует погреться? Нужно ли вообще ждать повышения температуры, или можно сразу тронуться с места?
Логика и немного физики
Сразу стоит сказать, что споры по поводу того, требуется ли мотору прогрев, ведутся давно. Причем оппоненты до сих пор так и не пришли в этом вопросе к единому мнению. Есть те, кто считают данное занятие абсолютно бесполезным. Они сразу отправляются в путь, просто выдерживая в первые несколько минут низкие обороты. И полагают, что этого вполне достаточно.
Но давайте подумаем: что вообще происходит при прогреве? Достаточно вспомнить, что все рабочие детали двигателя изготавливаются из металлов. В результате нагревания тела имеют свойство расширяться. Поэтому при расчетах проектировщики машин учитывает именно конечные цифры. Они подгоняют цилиндры и поршни таким образом, чтобы зазор оказался минимальным, беря в расчет максимально возможный размер деталей.
Да значение здесь небольшие. Размеры зазоров после теплового расширения изменяются на сотые доли миллиметра. Однако пренебрегать этим физическим явлением нельзя.
Пока двигатель не прогреется до конца, он будет работать не так, как это задумано инженерами. В холодном состоянии мотор испытывает увеличенную нагрузку. В этот момент происходит усиленный износ деталей. Поэтому немедленное начало движения в мороз в любом случае отразится на состоянии всех узлов и агрегатов отрицательно.
Чем ниже температура окружающего воздуха, тем хуже последствия. При заморозках ситуацию усугубляет повышенная вязкость масла. В первые минуты после запуска двигателя оно не может полноценно сглаживать трение. Кроме того, с усилием приходится работать масляному насосу, у которого тоже есть свой рабочий ресурс.
Так нужен ли прогрев?
Из всего вышесказанного становится очевидно, что прогрев мотору в холодное время года все-таки необходим. Да, двигатели многих современных автомобилей достигают рабочей температуры быстрее, чем у машин, выпущенных 15–20 лет назад. Однако совсем пренебрегать этой процедурой не стоит. Автопроизводители четко определяют рабочий диапазон температур. Только после достижения нужного состояния агрегаты могут адекватно воспринимать нагрузку.
Необходимая длительность прогрева будет варьироваться в зависимости от силы заморозков. Значение также имеет объем двигателя и его обороты. Помните, что малолитражный мотор производит меньше тепла, чем мощный агрегат какого-нибудь внедорожника.
А теперь о конкретных цифрах:
- при температуре от 0 до +5 °C двигатель в среднем необходимо прогревать 1,5–2 минуты;
- в мороз до -10 °C перед началом движения мотор должен проработать не менее 3–4 минут;
- Если температура еще ниже, запустите двигатель и дайте ему прогреться в течение 5 минут.
В последних двух случаях важно не включать печку сразу. Подождите пару минут, и только потом активируйте обогрев салона. Если сделать это сразу, мотору для набора температуры потребуется больше времени. Да и пользы в плане оттаивания стекол не будет: ведь вентилятор просто начнет гонять холодный воздух.
По истечении временных промежутков, указанных выше, можно осторожно тронуться с места, продолжив прогрев мотора уже на ходу. Не забывайте, что в жилых зонах стоянка с запущенным двигателем запрещена. Если заведенная машина будет оставаться неподвижной дольше пяти минут, недовольные жильцы близлежащих домов могут вызвать инспекторов ГИБДД. Согласитесь, что встреча с представителями власти в момент, когда вы куда-то торопитесь, мягко говоря, нежелательна.
Непрогретый двигатель в мороз может работать нестабильно. Это становится очевидным, если прислушаться к звукам, которые он издает. И только после достижения рабочей температуры цилиндро-поршневая группа начинает функционировать слаженно. Поэтому не экспериментируйте со своим транспортным средством. Да, физический износ деталей – такая вещь, которую невозможно заметить сразу. Но по истечении некоторого времени он обязательно даст о себе знать неожиданными поломками.