В отзывах на шипованные шины часто жалуются, что шипы в процессе эксплуатации выпадают. Решили напомнить, что для новых шипованных шин важна обкатка. В статье разберем ошибки водителей при обкатке шин и расскажем, как правильно ее делать. Также узнаете, когда пора сделать дошиповку шин.
Ошибки, которые совершают водители при обкатке шипованных шин
Чтобы понять, для чего нужна обкатка, разберемся, как шипуются шины. При производстве такого типа колес шипы монтируют в уже готовую шину — сажают в заготовленные отверстия.
После ошиповки шины «доходят» при комнатной температуре в течение одного-двух дней. В это время резина обхватывает каждый шип и заполняет вокруг него все пустоты. Устройство для ошиповки имеет допуск примерно 0,5 мм на выступание шипов над поверхностью протектора. В связи с чем одни элементы могут сидеть глубже, а другие чуть больше возвышаться над поверхностью.
При грамотной обкатке шипы под воздействием трения резины закрепляются в протекторе окончательно и прочно занимают свое положение с одинаковым выступом над поверхностью.
Отсутствие правильной обкатки новых шипованных шин и агрессивная манера вождения на первых порах может привести к чрезмерному выступу шипов над поверхностью. Увеличенное плечо приложения сил в точке контакта будет с большей силой воздействовать на шип, раскачивать его и спровоцирует его выпадение или поломку.
Чего лучше не делать при обкатке шипованных шин
1. Обкатывать новые колеса по заснеженным и обледенелым поверхностям.
При обкатке по льду шип, пробивая обледенелую поверхность, выступает сильнее, чем, если бы шины ехали по асфальту. И шипы при такой обкатке меняют свой угол, подстраиваясь под дорожные условия — так в протекторе и закрепляются. Да, со льдом «зацеп» получается хороший. Но при движении по асфальту шины могут начать скользить на торчащих шипах. Со временем от езды по асфальту выступающие шипы вовсе начнут вырываться из протектора.
2. Совершать резкие маневры без необходимости.
Шипам в период обкатки могут повредить интенсивные пробуксовки, скольжения и резкие торможения. По возможности избегайте их на дорогах хотя бы первое время.
2. Ездить на скорости до 100 км/ч сразу на большие расстояния.
Если на новых шинах сразу начинать ездить с высокой скоростью и на большие расстояние, шипы не успеют принять правильное положение в резине.
Они хорошо закрепляются, если ездить первые 500-600 км с небольшой скоростью. Лучше поделить это расстояние на небольшие отрезки, давая шинам периодически остывать в течение часа-двух. Важно именно дать шинам нагреться, а потом остыть для лучшей посадки шипов.
Идеально первые 100 километров выдержать на скорости 40 км/ч, следующие 100 км — на 60 км/ч, далее — не более 70 км/ч до завершения периода обкатки (500-600 км).
3. Обкатывать шины при минусовой температуре.
При ошиповке шин каждый шип помещается в гнездо со специальной смазкой. В процессе обкатки смазка испаряется и выходит наружу через поры в резине, а шип проседает и плотно закрепляется на своем месте.
Если обкатывать шины при минусовой температуре, они просто не будут успевать прогреваться настолько, чтобы смазка успешно испарилась.
При «минусе» шипы будут дольше «садиться» на свое законное место, увеличиться риск их неверного закрепления, особенно при пробуксовках и скольжениях по льду. Лучшая температура для обкатки — до +10 градусов.
4. Ездить на шинах с давлением выше или ниже нормы.
Если обкатывать шины спущенные или, наоборот, перекачанные, есть немалый риск, что шипы неправильно закрепятся в протекторе и впоследствии начнут выпадать.
Поэтому в период первых 500 км обкатки новых шипованных шин особенно важно каждые 2-3 дня контролировать давление в них.
5. Забыть про балансировку колес.
Удостоверьтесь, что при смене летнего комплекта на зимний новые колеса отбалансировали в шиномонтаже. Неправильная балансировка негативно скажется на закреплении шипов в протекторе еще на этапе обкатки, да и вообще ведет к неравномерному износу любых шин.
Кстати, причиной чрезмерного шума шипованных шин может стать их неправильная обкатка и, как следствие, их неверное положение в протекторе.
Что больше всего вредит шипам
Чтобы шипы дольше продержались в шинах, следует не только их правильно обкатывать в начале эксплуатации, но еще учесть несколько моментов.
Самые «вредные» ситуации для шипов
1. Пробуксовка при старте и разгоне.
В этом случае риск потерять шипы даже больше, чем при торможении. В принципе, любое проскальзывание неполезно для шипованных шин. А самое неприятное — разгон с места с интенсивной пробуксовкой на сухом асфальте.
2. Пробуксовка на льду.
Шипы получают большую нагрузку, если приходится буксовать на льду. Они могут «прогрызть» его до асфальта и на пользу им это точно не пойдет.
3. Вращение руля на одном месте.
Ситуации, когда водитель крутит руль на одном месте, пытаясь, например, запарковаться на асфальте, наносят огромный урон шипам. Есть риск оставить несколько штук прямо на этой парковке. Обратите внимание: в зимнее время на парковках около торговых центров, где приходится маневрировать в ограниченном пространстве, на покрытии появляется немало расчерченных кругов вместе с выпавшими шипами — это как раз последствия от таких маневров.
Совет: маневрируя в ограниченном пространстве, постарайтесь крутить руль тогда, когда машина хоть немного начала движение, чтобы сохранить свои шипы.
4. Неправильное давление в шинах.
Следить за давление в шинах нужно всегда, а в шипованных шинах — особенно. И не только в период обкатки. Противоскользящие элементы сохраняют свойства и хорошо отрабатывают свой срок службы в шинах определенной жесткости, которая бывает только при рекомендуемом давлении.
5. Перегрев.
Не рекомендуется использовать шипованные шины при температурах выше +10 градусов. За счет повышенной мягкости зимние колеса теряют свойства в теплую погоду. При большом «плюсе» шипы больше подвержены выпадению из-за уменьшения жесткости шин. Особенно, если водитель практикует агрессивную манеру езды.
Когда нужна дошиповка шин
Перед наступлением холодного сезона осмотрите шины на наличие всех шипов. Выпадение или износ шипов можно компенсировать дошиповкой.
Ремонтные шипы держатся даже крепче заводских и помогут продлить эксплуатации шин, если, конечно, высота протектора еще позволяет.
Дошиповать шины рекомендуют в следующих случаях:
- когда утеряно 5% и более от всего количества шипов;
- если вокруг шипа образовалась щель, и он непрочно «сидит» в своем гнезде, утапливается или наклоняется;
- если шипы подверглись сильной коррозии, например, из-за неправильного хранения в сырых помещениях.
Дошиповка имеет смысл только в том случае, если соблюдаются условия:
- остаточная глубина протектора шины не менее 7 мм;
- отверстия под шипы не сильно изношены, так как фиксация противоскользящих элементов должна быть жесткой.
Напомним, что шипованные шины, утратившие шипы, не становятся фрикционными: у них совсем другие свойства.
Нешипованные шины имеют иной состав резины, позволяющий им сцепляться с зимними дорогами. А шипованные шины, что характерно, цепляются за поверхность шипами, поэтому без шипов они уже не обеспечат автомобилю должный уровень безопасности и такой короткий тормозной путь, которым они славятся.
Важно: после дошиповки шин действуют те же правила обкатки, как и для новых шипованных шин, о которых мы писали в начале статьи.
Итак, резюмируем. Обкатывать шипованные шины рекомендуется по асфальту, при температуре до +10 градусов, с правильным давлением в шинах, с промежутками на отдых и остывание колес. Дошиповка шин рекомендуется при утере шипов на 5% и более и при остаточной глубине протектора не менее 7мм.