Минфин допускает расходование Фонда национального благосостояния (ФНБ) в 2024 году при падении цены нефти, но не готов его обнулить и «сидеть без копейки в запасе», заявил министр финансов Антон Силуанов. Но что делать в случае, если деньги закончатся, а в ФНБ за заначкой лезть нельзя? О перспективах обнуления Фонда и возможных последствиях «RuNews» рассказал главный научный сотрудник Института экономики РАН, доктор экономических наук Игорь Николаев.
Фото: АГН «Москва»
-ФНБ — это какие суммы?
-Всего в ФНБ по итогам года будет 11,8 трлн руб.
-Какими ресурсами может распоряжаться правительство из ФНБ?
-Ликвидная часть ФНБ – 4,7 трлн руб. (около 2,8% ВВП по итогам 2023 г.). Ликвидная часть — это те деньги, которые могут идти на покрытие дефицита федерального бюджета. Частью средств невозможно распоряжаться из-за международных санкций. Ликвидную часть можно потратить. Если министр финансов допускает такую возможность, то ситуация с бюджетом будет все-таки напряженной и дефицит будет больше, чем планируется.
-Силуанов подчеркнул, что доводить ситуацию до того, что ликвидной части не останется совсем, ведомство не собирается. Какие факторы могут привести к обнулению ФНБ и чем это грозит?
-Прежде всего, это недостаток доходов. Если по доходам будет недовыполнение, то придется как-то балансировать бюджет. ФНБ остается источником, с помощью которого можно свести концы с концами. Почему доходы могут быть недополучены? Мы понимаем, что это связано с нефтегазовыми поступлениями. Мы слезаем с нефтяной иглы и доля доходов сокращается. Получается мы теряем такой важнейший источник поступлений. Мировая конъюнктура чувствует себя не очень хорошо. Экономика замедляется и это давит на спрос. Плюс международные конфликты. С точки зрения фундаментальных факторов, ситуация складывается неблагоприятная. Как результат — недополучение доходов, а, следовательно, риски для ФНБ.
-Оцените запас прочности ФНБ?
-На 2024 год ликвидной части ФНБ хватит. Основные риски переходят на 2025-2026 годы. Это следует из трехлетнего федерального бюджета, где говорится о сокращении расходов после 2024 года.
-На 2024-й, по вашему мнению, ликвидной части ФНБ хватит. А что если мы эту часть израсходуем? Где брать средства в 2025-м, например?
-В правительстве недаром появляются предложения по приватизации. Причем весьма серьезного характера. Государство объявляет о том, что готово расстаться с определенными пакетами акций ряда компаний. Получается, что власть ищет дополнительные источники. Приватизация — один из них. Еще одна возможность — это сокращение расходов. Логично, что когда не хватает доходов и заначка заканчивается, приходится сокращать расходы. Принятый бюджет об этом уже говорит. Но нельзя исключать риски большего сокращения расходов. Следующее возможное последствие, это увеличение налоговой нагрузки, что крайне нежелательно. Все эти меры неоднозначны, с точки зрения последствий.
-Невозможно оценить сколько дополнительных средств может принести приватизация?
-Вы правильно понимаете. Неопределенность экономической ситуации чрезвычайно высока. Пока есть только идея.
-Если говорить о возможном сокращении бюджетных расходов, то какие статьи могут пойти под раздачу в первую очередь?
-В первую очередь, пострадают инвестиционные статьи — в первую очередь, стройки. Оборонные расходы и социальные если и будут сокращаться, то в только следующую очередь.
Справка «RuNews»
ФНБ представляет собой «подушку безопасности», которая позволяет государству компенсировать потерю нефтегазовых доходов в случае резкого падения цены на нефть и исполнить все принятые на себя социальные обязательства.
В начале декабря 2023-го ликвидная часть ФНБ составляла 6,75 трлн, на 2 трлн больше, чем в конце месяца. Она включает 3,268 млрд евро, 279,8 млрд юаней (35 млрд евро), 1,19 млрд рублей и 508 тонн золота. Год назад на счетах ФНБ в Банке России лежало 45 млрд евро, почти 5 млрд фунтов, 693 млрд иен, 309 млрд юаней и 526,7 млн рублей. На конец года доступные средства ФНБ будут составлять 4,7 трлн рублей.