Розничная торговля, известная как Черная пятница, теперь является неотъемлемой частью предпраздничых дней многих стран, но эта праздничная традиция имеет более темные корни, чем вы можете себе представить.
Первое зарегистрированное использование термина «Черная пятница» было применено не к праздничным покупкам после Дня Благодарения в США, а к финансовому кризису: в частности, к краху рынка золота в США 24 сентября 1869 года. Два печально известных безжалостных финансиста с Уолл-стрит, Джей Гулд и Джим Фиск работал вместе, чтобы скупить как можно больше национального золота, надеясь поднять цену до небес и продать его с ошеломляющей прибылью. В ту сентябрьскую пятницу заговор наконец раскрылся, отправив фондовый рынок в свободное падение и обанкротив всех, от баронов с Уолл-стрит до фермеров.
Наиболее часто повторяемая история традиции Черной пятницы, связанной с покупками в День Благодарения, связывает ее с розничными торговцами. Как гласит история, после целого года работы в убыток («в минусе») магазины якобы получали прибыль («уходили в плюс») на следующий день после Дня Благодарения, потому что праздничные покупатели потратили тратили много денег на товары со скидками. Хотя это правда, что розничные компании при ведении бухгалтерского учета записывали убытки красным, а прибыль черным, эта версия происхождения Черной пятницы является официально санкционированной, но неточной историей, лежащей в основе этой традиции.
В последние годы появился еще один миф, который особенно уродливо искажает эту традицию. Он утверждает, что еще в 1800-х годах владельцы южных плантаций могли покупать порабощенных рабочих со скидкой на следующий день после Дня Благодарения. Хотя эта версия происхождения Черной пятницы, по понятным причинам, побудила некоторых призывать к бойкоту розничных праздников, на самом деле она не имеет под собой никаких оснований.
Однако реальная история Черной пятницы не такая солнечная, как вам могут представить ритейлеры. Еще в 1950-х годах полиция города Филадельфия использовала этот термин для описания хаоса, который последовал на следующий день после Дня Благодарения, когда орды пригородных покупателей и туристов хлынули в город в преддверии большого футбольного матча армии и флота, проходившего в этом городе каждый год. Полицейские из Филадельфии не только не смогли взять выходной, но и были вынуждены работать сверхдлинными сменами, справляясь с дополнительным скоплением людей и пробками. Магазинные воры также воспользовались хаосом в магазинах и скрылись с товарами, что еще больше усугубило головную боль правоохранительных органов.
К 1961 году «Черная пятница» завоевала популярность в Филадельфии до такой степени, что городские торговцы и сторонники безуспешно пытались изменить ее на «Большую пятницу», чтобы устранить негативный подтекст. Однако этот термин распространился на остальную часть страны намного позже, и совсем недавно, в 1985 году, он не использовался по всей стране. Однако где-то в конце 1980-х годов ритейлеры нашли способ заново изобрести Черную пятницу и превратить ее в нечто, что отразилось бы положительно, а не отрицательно на них и их клиентах. Результатом стала концепция праздника «от красного к черному», упомянутая ранее, и представление о том, что день после Дня Благодарения ознаменовал собой событие, когда американские магазины наконец начали приносить прибыль.
История «Черной пятницы» прижилась, и довольно скоро темные корни этого термина в Филадельфии были в значительной степени забыты. С тех пор однодневный успех продаж превратился в четырехдневное мероприятие и породил другие «розничные праздники», такие как суббота/воскресенье для малого бизнеса и Киберпонедельник.