C 1 января грядущего года некоторые категории специалистов бюджетной сферы России ожидает повышение зарплаты почти на 10%. Выплаты проиндексируют работникам образования, социального обеспечения, здравоохранения, культуры и науки. По оценке ведущего научного сотрудника ИНИОН РАН Сергея Смирнова, планы по укреплению благосостояния наиболее незащищенных слоев населения продолжат работать, но денег на всех может не хватить.
Фото: Геннадий Черкасов
— Социальные указы Владимира Путина, подписанные главой государства в начале мая 2012 года и в которых были определены целевые показатели по зарплатам бюджетников, инвестиционной привлекательности нашей страны для бизнеса и по другим направлениям, уже давно потеряли свою актуальность. В свою очередь, задача по достижению чиновниками части взятых на себя показателей, так и не была выполнена. Для приближения к таким отметкам, прежде всего, связанным с повышением окладов работников бюджетной сферы, региональные власти зачастую прибегали к переименованию должностей и «дроблению» ставок.
Можно сделать вывод, что в России наступила новая финансовая реальность. Экономика нашей страны за последнее десятилетие претерпела серьезные изменения, виной которым оказалось инфляционное давление, поставившее под сомнение ранее поставленные правительственные задачи по укреплению благосостояния россиян с фиксированными доходами.
— По сути, доходы бюджетников должны расти на больший процент?
— По неофициальной информации, только жалование медицинских работников за прошедшие десять лет потеряло в покупательном весе около 26%. Многие врачи выражают желание покинуть те государственные больницы и поликлиники, в которых они трудились многие годы. Такие негативные настроения определяются не только зарплатным фондом. Многим докторам и медсестрам не нравится накладываемая на них переработка — дополнительная добровольно-принудительная нагрузка, обусловленная нехваткой персонала. Ежегодные разовые индексации были адекватны экономическому развитию России в 2012 году, когда появились майские указы, но теперь уровень повышения окладов работников бюджетных категорий с фиксированными ставками уже не может довольствоваться субсидированными размерами государственной финансовой поддержки, обещанным в размере 9,8%, что вряд ли позволит отпугнуть многих бюджетников от поиска и перехода на более оплачиваемое, хотя, возможно, и непрофильное место труда.
— Инфляция в России по итогам 2023 года обещает не превысить 7,5-8%. Предполагаемая индексация почти в 10% покроет зарплатные потери?
— Только на первый взгляд. Например, в промышленности оклады увеличиваются на более крупную сумму. По разным данным, нынешней осенью спрос работодателей на инженеров разных категорий в нашей стране вырос на 44% в сравнении с тем периодом прошлого года, а их средние предлагаемые оклады выросли на 19%. Темпы роста выплат учителям и врачам явно не успевает за повышением окладов их образованных коллег из производственного сектора. Поэтому существует стимул поменять специальность и попробовать себя в новой, более перспективной трудовой области.
— В конце июля Минтруд назвал сумму расходов, необходимую для повышения минимального размера оплаты труда в 2024 году. По оценке ведомства, основная нагрузка по увеличению МРОТ ляжет на региональные и муниципальные бюджеты: дополнительные расходы этих ветвей власти превысят 126 миллиардов рублей. Еще примерно 20 миллиардов поступит из федеральной казны. Разве это справедливо, ведь индексация определяется центром, а платить приходится местным органам?
— Сложно сказать. Задействованным в федеральных проектах сотрудникам выплаты будут обязательно проиндексированы. Региональным администрациям, которые уже и так сильно закредитованы, придется либо обращаться за очередными займами к коммерческим партнерам, либо требовать средства у столичных финансовых аппаратов. Другими словами, деньги на развитие Третьяковки или Пушкинского музея, конечно, выделят, а на зарплаты какой-нибудь средней школы в глубинке федеральных траншей может и не хватить.