Первые сведения о движке с циклом Ибадуллаева возникли свыше 10 лет назад. О техническом замысле рассказывали как на телевидении, так и в сети. Со временем шумиха вокруг «двигателя будущего» заметно поубавилась. Я же заинтересовался этой темой и хочу поделиться наиболее интересными ее подробностями со всеми желающими. Одни наверняка воспримут информацию о необычном силовом агрегате с долей скептицизма, другие же могут увидеть в этом перспективную идею, но нуждающуюся, возможно, в доработке.
Как только данные о нетипичной разработке были преданы широкой огласке, автомобилисты в своих взглядах разделились приблизительно поровну. Одни заявляли о большом скачке в развитии отечественной промышленности, а другие утверждали о невозможности использования такой силовой установки по причине ненадежности. Как бы там ни было, но ДВС с циклом Ибадуллаева не отправился на конвейерную линию.
Какой силовой агрегат взят за основу и какие показатели достигнуты
Гаджи Ибадуллаев – исследователь, получивший широкую известность после заявления о разработке чудо-мотора. На официальном веб-портале изобретателя принципы функционирования его детища описаны вкратце. Однако концепция ученого нашла отклик среди энтузиастов, пытавшихся своими силами изготовить супер-устройство.
Инженер создавал двигательную установку, применяя свою вазовскую «десятку» с 8-клапанным бензомотором «21083» объемом 1,5 л. Первоначально мощность преобразователя достигала 73 л.с., а заявленное потребление топлива в смешанном цикле – 7,8 л на 100 км. Приспособление Ибадуллаева сохранило конструкцию исходника, компрессоры и турбины конструктор не устанавливал.
Разработчик, претворив в жизнь задуманное, объявил, что мощность 8-клапанника увеличилась до 180 л.с. Более того, среднее расходование бензина находилось на уровне 3,5 л на 100 км. Такой результат новатор получил после внесения незначительных исправлений.
Какие изменения добавлены в силовую установку
Обыкновенные поршни движка специалист заменил на плоские и не имеющие выемок. Резервуар сгорания обладал своей исходной формой. В ГБЦ, непосредственно над цилиндрами, изыскатель организовал 3-мм выточки. Кроме того, он удлинил шатун на 4 мм, чтобы ВМТ оказалась над прокладкой ГБЦ.
Гаджи объяснил, что некоторые фиксы были направлены на сокращение камеры сгорания, размер которой вначале достигал 42 куб. см. С некоторыми корректировками и наличием новых поршней объем снизился до 18 куб. см. Автомеханики из команды Ибадуллаева осуществили монтаж улучшенных катушек зажигания и платиновых свеч. Кроме того, изобретатель настроил позднее зажигание.
В итоге уровень сжатия возрос до 23 атмосфер, а компрессии – до 40. В вебе можно отыскать видеозапись, на которой измеряется компрессия, составляющая 37 атм. Но нереально определить, точно ли выполняет замеры манометр. Между прочим, на обыкновенных моторах, полностью работоспособных, компрессия варьируется в пределах 12-14 атм.
Каков потенциал двигательной установки и как дела обстоят с реализацией идеи
В одном из последних интервью исследователь подчеркнул, что при наличии современной аппаратуры и передовых технологий его мега-двигатель будет генерировать более 200 л.с. и расходовать примерно 2 л горючего на 100-километровую дистанцию.
Автомобильное сообщество рассчитывало, что обнародованная Гаджи техническая мысль поменяет подход, который использовали мировые компании при изготовлении ДВС. Однако на практике не были получены ответы на вопросы, касающиеся проблем детонации и деструкции силовой установки.
А еще в интернете отсутствуют данные об измерении показателей движков с системой Ибадуллаева на стендах с гарантией подлинности. Ко всему прочему, я не смог разыскать людей, которые сумели бы самостоятельно произвести мотор по схеме Гаджи и достичь объявленных ученым показателей.