Для нашего автопрома 2022 года был очень богат на события. Все начиналось как всегда, с началом нового года цены на автомобили подросли на пару процентов, а все мы обсуждали стоимость базовой Лады Гранты, которая на тот момент составляла около 600 тысяч рублей.
Но уже в конце февраля все кардинально изменилось и весь наш автомобильный рынок ушел в долгое пике, из которого по сей день толком и не вышел. И вот Лада Гранта стоит уже не 600, а почти 700 тысяч рублей в базовой комплектации, а чуть позже АвтоВАЗ и вовсе полностью остановил свою работу на несколько месяцев.
Казалось бы, вот и пришел конец для завода, ведь главный технологический партнер бежал из нашей страны, прихватив с собой всех поставщиков деталей. Но чуть позже АвтоВАЗ начал свой подъем с колен и выкатил для россиян новую версию Лады Гранты, которую в народе прозвали «упрощенка» или просто опасный автомобиль.
АвтоВАЗ смог уговорить Минпромторг разрешить выпускать автомобили без АБС и подушек безопасности, хотя по закону автопроизводители сегодня не могут выпускать подобные авто, в угоды современным нормам и требованиям безопасности. Но выхода не было, тут или разрешать, или просто-напросто закрывать завод и распускать весь рабочий коллектив, что породило бы в стране еще больший уровень безработицы в такой сложный период.
Далее было не менее спорное решение по возрождению завода «Москвич», точнее изначально его восприняли с радостью, пока не узнали из чего будет состоять весь модельный ряд. Сплошь одни китайцы, да и только. И с этого момента наш автопром стал полностью зависеть от Восточных поставщиков компонентов.
А ведь еще пару лет назад такой исход событий было просто невозможно представить, ну как именитых поставщиков комплектующих, в виде Bosch или Siemens могут заменить ноу-нейм компании из Китая? А все просто — могут, да еще как, правда не без потери качества.
И вот сегодня вектор развития нашего автопрома четко виден и уже определен — он становится все более китайским, а дальше все будет только веселей.
Например, буквально на днях в сети распространили фотографии, как новая Lada Vesta NG рассекает по дорогам Китая. Спрашивается, что наш автомобиль забыл в Поднебесной? Вероятней всего отправился туда для дооснащения, а может и для замены ряда важных компонентов, которых у АвтоВАЗа все время не хватает.
Также есть вероятность, что автомобиль в Китае дооснастили китайским вариатором, который нам обещают уже год и автомобиль проходит дорожные испытания сразу на месте. Таким образом китайские инженеры могут тут же донастроить связку отечественного мотора и китайской коробки.
При этом сам же АвтоВАЗ выступает жестко против китайских автомобилей, что подтвердилось после повышения утилизационного сбора 1 августа. Глава АвтоВАЗа уже не первый месяц призывал наше правительство сделать это, чтобы россияне начали активней поддерживать отечественного производителя. Но простите меня, а разве есть кого поддерживать?
Почему АвтоВАЗ наплевал в лицо своим покупателям с обновленной «Вестой», выпустив её настолько недоработанной и сырой? Почему цены повышают на 120 тысяч рублей, просто добавив микрофон для громкой связи, камеру заднего вида и черную крышу? И вот такое наплевательское отношение люди должны поддерживать?
Но все это про «старый» модельный ряд, но ведь у АвтоВАЗа есть и новый, хотя только пока фактически только на бумаге.
Как бы вы отреагировали пару лет назад, если бы вам на серьезных щах заявили — АвтоВАЗ будет выпускать под маркой Lada китайские автомобили. Вероятней всего реакция на подобные заявления была бы в духе — ты что, с дуба рухнул, какие еще китайские автомобили под нашей маркой? Но как оказалось, даже самые бредовые и нереалистичные теории и слухи, могут сбываться.
В прошлом году в СМИ впервые пробежала данная новость, но многие отнеслись к ней абсолютно скептически, так как СМИ любят раздувать из ничего — слона. А уже в конце года сам Максим Соколов официально подтвердил эту новость. Летом 2023 года на заводе «Лада Санкт-Петербург» стартовала крупноузловая сборка первых «китайских Лад». Первенца прозвали Lada X-Cross 5, как бы намекая, что в будущем появится еще целых 4 новые модели.
Продажи нового кроссовера должны были начаться в конце лета, но на дворе уже почти зима, а кроссовера все нет и нет, хотя по официальным данным АвтоВАЗа, всего было собрано тысяча кроссоверов Lada X-Cross 5, он же FAW Bestune T77. На новую «Ладу» уже даже успел пересесть сам глава АвтоВАЗа, о чем пресс-служба завода сообщала еще несколько месяцев назад.
С большой долей вероятности новая модель кроссовера Lada не увидит свет, как и остальные четыре младшие модели. Не так давно в сети появилась информация о разногласиях в отношении АвтоВАЗа и FAW. Одни были недовольны качеством автомобиля, другие вдруг высказали недовольство, относительно планов АвтоВАЗа о дальнейшей локализации кроссовера.
Китайцам это просто невыгодно, так как на подобных мероприятиях они теряют львиную долю прибыли. Им куда выгодней самостоятельно поставлять автомобиль в уже собранном виде в нашу страну и продавать через свои дилерские сети.
Теперь же эксперты заявляют про еще несколько причин, почему китайцы окончательно разорвут все партнёрские отношения с АвтоВАЗом с очень большой долей вероятности.
Во-первых, сейчас китайцы активно рекламируют кроссовер FAW Bestune T77, а зачем им делать это, если они собираются продавать его под нашей маркой? Например, вспомним китайскую марку JAC, когда на рынок вышел Москвич 3, то кроссовер JAC JS4 вовсе пропал с продаж и вся информация о нем пропала с официального российского сайта. С FAW этого не происходит.
Во-вторых, США ввели санкции против АвтоВАЗа, поэтому FAW также могут попасть под раздачу старины «неудержимого» Джо, за сотрудничество с нашим автогигантом. В этом случае китайцы понесут несоизмеримые потери, по сравнению с отказом от сотрудничества с АвтоВАЗом.
Тут не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы уже сегодня понимать — никакой Lada X-Cross 5 в продажу не поступит, а вот что будет делать АвтоВАЗ с уже собранными кроссоверами, пока неизвестно. Вполне вероятно, что их разберут и отправят обратно на родину, так как законно эксплуатировать их просто не получится из-за отсутствия у АвтоВАЗа лицензионного соглашения на реализацию этой модели.
Возможно будут найдены другие точки соприкосновения, ведь в таком случае АвтоВАЗ понесет большие экономические и репутационные потери. И тут больше вопрос репутации, ведь активно рекламировать кроссовер начали еще с весны, даже на официальном сайте Лада появился рекламный баннер с новой моделью, который до сих пор там и остается.
Но вероятней всего без партнера АвтоВАЗ не останется и выход из ситуации найдется, не с FAW, так с Dongfeng, ведь с этой китайской маркой у АвтоВАЗа также есть соглашение на выпуск их авто под нашей маркой.