«Китайский пластилин» или…
Учитывая, что российский авторынок начинают захватывать китайцы, то все чаще возникают споры о надежности их автомобилей. Кто-то считает, что китайские алюминиевые моторы, грубо говоря, сделаны из пластилина и имеют ресурс не более 100 тысяч км. Но тут надо понимать, что сейчас все производители используют алюминиевый блок цилиндров двигателя, поэтому делать акцент только на китайцах неправильно.
К тому же Китай изначально копировал моторы именитых производителей, покупал лицензии и даже целые бренды вместе с технологиями, которые использовал. Например, Geely купила бренд Volvo. Также SAAB и американский Hummer принадлежит китайским компаниям. И это только начало. Компания BAIC приметила три небольших европейских автопроизводителя, которые собирается поглотить. У бренда Changan есть центры исследований и разработок, которые находятся в Англии, Японии и США. Поэтому Китай делает современные моторы, которые, может, и не лучше европейских и японских, но сделаны они по современным лекалам мировых инженеров.
Но давайте вернемся непосредственно к теме алюминиевых и чугунных блоков цилиндров. Некоторые люди мечтают о том, чтобы производители снова вернулись к чугунине и делали по-настоящему надежные моторы, ресурс которых под 1 млн км. Видимо, такие люди не совсем понимают, почему мы вообще ушли от чугуна. Прежде чем мы разберем эту тему, давайте сначала капнем немного в прошлое и пройдемся по разновидностям алюминиевых блоков.
Немного истории
На самом деле алюминиевый блок цилиндров использовали ещё в 1902 году на первых самолетах. Сама конструкция летательного аппарата была очень легкой, поэтому изобретатели использовали именно алюминий. А первый автомобиль, на котором был использован алюминиевый блок — это Lancia Lambda 1922 года с мотором V4 2,1 литра. Кстати, авто был достаточно современным на то время и разгонялся до 100 км/час.
Уже после Второй мировой войны целый ряд известных автопроизводителей начали массово использовать такие моторы. В том числе и в Советском Союзе алюминиевый блок цилиндров был на ГАЗ 21А в 1956 году. Также в 1964 году на ЗМЗ 66-53 ставили прогрессивные алюминиевые блоки, вылитые под высоким давлением. Поэтому такие моторы используют достаточно давно.
Разновидность алюминиевых блоков цилиндров
Изначально в массовом производстве использовали полностью литые алюминиевые блоки цилиндров, в которые заливали стальные или чугунные гильзы. В целом конструкция была надежная, цилиндры держали геометрию за счет толстых стенок. Но производители отказались от такого варианта в пользу открытых тонкостенных блоков, в которых цилиндры имели напыление из никасила и алюсила вместо стальных и чугунных гильз.
Покрытия защищали цилиндры и способствовали уменьшению коэффициента трения. Никасил наносился с помощью гальванического метода, но такой метод оказался провальным, так как покрытие разрушала сера.
Алюсил состоял из кремния и наносился с помощью травления. Но ремонт таких блоков оказался очень сложный, поэтому в массовых авто их не используют.
Ну и, наконец, самым массовым блоком цилиндров из алюминия стал открытый вариант с тонкостенными стальными или чугунными гильзами, который сейчас используют практически все производители, в том числе и китайцы.
От надежности к практичности
Главное преимущество чугунных блоков в том, что они гораздо прочнее, меньше перегреваются. Их стенки можно сделать тоньше за счет крепости стали. Они отлично держат геометрию и не деформируются. У них дешевле ремонт — можно растачивать неоднократно.
Всё это хорошо для потребителя, но не выгодно для производителя, потому что производство, обработка и транспортировка чугуна намного сложнее и затратнее. Также чугунные моторы в два раза тяжелее алюминиевых, больше нагружают подвеску, у них больший расход топлива, хуже динамика и т.д.
Алюминиевый блок, который превзошел чугунный
В итоге применение чугунных блоков в современном мире не целесообразно. Ну и окончательным ударом по чугуну является то, что сейчас начали делать кованые алюминиевые блоки цилиндров, которые по прочности не уступают чугуну. Алюминий куется под высоким давлением, превращаясь в марку 6061 с очень прочной кристаллической решеткой. При чем сам блок цилиндров не просто льют, а вытачивают фрезами из цельного куска.
Вот только массово такие блоки не используют в современных авто, так как их производство гораздо дороже, чем у обычных открытых тонкостенных блоков, которые менее надежные. В любом случае это доказывает, что алюминиевый блок превзошел чугунный.