Почему нельзя трогать чужие могилки, когда вы на кладбище
В народе бытует мнение, что трогать и убирать чужие могилки нельзя. Но что делать, если рядом с вашим участком на кладбище кто-то уже давно не убирает могилку умершего родственника, а трава и сорняки с неё начали лезть через ограду? Можно ли убираться на чужих могилках и что об этом думает церковь?
Можно ли убираться на чужой могиле
Приметы и суеверия однозначно скажут — нет, нельзя. Причин тому придумано много: покойник будет вампирски высасывать вашу энергетику, вы приблизите время своей собственной смерти, а ещё мертвец может подумать, что вы не убираетесь, а воруете у него, и прийти отомстить. Чего только не придумают! Однако всё это — не более, чем пустые суеверия, придуманные народом на основе ненаучных и нерелигиозных соответствий. Всех интересующихся историей и причинами возникновения суеверий мы направим к книге «Золотая ветвь», написанной Дж. Фрезером. И далее отмахнёмся от них, поскольку приметы приносят больше вреда, чем пользы.
Страх людей перед смертью вполне понятен и естественен. А потому в возникновении этих примет нет ничего удивительного — мало кто хочет лишний раз соприкасаться с тем, что напоминает о скоротечности жизни.
Главным рациональным доводом против ухода за чужой могилой может стать недовольство живущих родственников покойного. Возможно, им не понравится, что на последнем пристанище их родича хозяйничают другие люди. Поэтому прежде, чем делать доброе дело, попробуйте навести справки и об умершем, и о тех, кто мог бы за его могилой ухаживать.
При уборке чужой могилы будьте особо аккуратны, чтобы внезапно объявившиеся родственники не были на вас в обиде
Мнение православной церкви на эту тему более интересно, поскольку основывается на христианском миропонимании. Начнём с того, что забота о заброшенной могиле — само по себе доброе дело. Это поможет сохранить добрую память о человеке, о котором все уже забыли. Священники не препятствуют, а, напротив, поощряют такие занятия.
В общем-то, ухаживать за брошенными могилами благое дело. Так что никакого греха здесь нет, это дело доброе.
Далее мы можем вспомнить понятие лимба. Оно по-прежнему не окончательно утвердилось в церквях (как православной, так и католической), и периодически то становится не догматичным, то снова входит в оборот. В лимб попадали почти все души, за исключением самых благодетельных (они направлялись сразу в рай) и самых нечестивых (эти товарищи после смерти сразу попадали в ад). В лимбе души дожидались Страшного Суда, претерпевая наказания за грехи, совершённые при жизни. И эти наказания уменьшались по мере того, как живые люди упоминали покойника в своих молитвах.
В Средние века многие богатые и знатные люди заказывали для себя посмертные песнопения в ближайших соборах или даже строили собственные церкви, отдавая их монашеским орденам при условии, что те ежедневно будут молиться о спасении усопшего богача.
Как же это связано с уборкой могилы? Прибираясь на последнем пристанище, вы так или иначе оказываете услугу и поминаете умершего человека. Поэтому, с точки зрения христианства (хоть эта точка зрения и меняется время от времени) такое действие способно уменьшить страдания души в лимбе. Если вы являетесь христианином, то молитва за душу усопшего не будет лишней. А уборка подкрепит молитву благим делом.
Лимб как концепция был очень распространён с XIII века, но в 2007 году католическая церковь отвергла эту идею, подчеркнув, что она была создана уже в Средние века
Уборка чужих могил, как с точки зрения РПЦ, так и с общечеловеческой, не является чем-то плохим или запретным. Если вам хочется сделать доброе дело и навести порядок на заросшей бурьяном могилке, то пусть никакие суеверия не стоят у вас на пути. Главное — будьте осторожны и не сломайте ненароком чего-нибудь. Покойник вряд ли поднимется, чтобы отомстить, но вот его родственники могут быть недовольны.