В любом автомобиле предусмотрена система выпуска отработавших газов. Она включает в себя несколько элементов, основные из которых – это коллектор, катализатор и глушитель. Конструкция данной системы прорабатывается еще на заводе, однако нередки случаи, когда автовладельцы пытаются ее каким-либо образом изменить. И речь не идет об установке прямоточного глушителя. Сегодня мы поговорим о таком элемента, как универсальный пламегаситель.
Что это?
Что собой представляет данный элемент? Пламегаситель – это составная деталь выхлопной системы, которая представляет собой аналог резонатора. Основные задачи данного элемента – это снижение температуры газов и их уровня шума. Где устанавливается пламегаситель?
Он монтируется на место штатного катализатора. Последний призван снизить токсичность выхлопов путем взаимодействия газов с определенными металлами. Найти катализатор можно между приемной трубой и резонатором. Элемент представляет собой некую банку, внутри которой находится керамический сердечник.
Для чего устанавливают универсальный пламегаситель?
Основная причина – это экономия денег. Со временем заводской катализатор забивается и выходит из строя. Газы не в состоянии покинуть пространство ввиду оплавленных либо забитых сот. Все это влияет на поведение двигателя и автомобиля в целом. Конечно, можно установить новый катализатор. Но его стоимость составляет от 30 до 70 тысяч рублей в среднем. Установка пламегасителя обойдется в 10 раз дешевле. А если говорить о самодельном, то и вовсе можно уложиться в тысячу рублей. Таким образом, работа выхлопной системы не меняется (за исключением более токсичных газов). При этом деньги экономятся существенно.
Какой можно купить универсальный пламегаситель? Bosal – один из лидеров по выпуску данных механизмов. Размеры такого элемента будут следующими: диаметр – 55 миллиметров, длина – 300. Стоимость универсального пламегасителя составляет порядка 4 тысяч рублей.
Устройство
Чтобы понимать, о чем идет речь, нужно изучить устройство данного элемента. Конструкция его похожа на обычный резонатор. Так, внутри установлены специальные воронки, снижающие скорость потока отработавших газов. Также в корпусе есть поглощающий материал. Он призван снизить звуковые волны. Сам корпус – двухслойный и изготовлен из металла. Между слоями устанавливается жаростойкий наполнитель. Благодаря нему устраняется звенящий звук, который может образоваться при прохождении газов сквозь «банку».
Что касается материалов для изготовления универсального пламегасителя, то они должны быть стойкими к:
- Влаге.
- Дорожным реагентам.
- Высокой температуре.
- Вибрациям.
- Механическим повреждениям.
- Коррозии.
Зачастую корпус делается из металла с алюминиевым покрытием либо из нержавеющей стали. Последний вариант более надежный и долговечный. Но при этом стоимость такого пламегасителя будет на порядок выше.
Можно ли изготовить пламегаситель своими руками из катализатора?
Если бюджет ограничен, можно сделать данный элемент из старого катализатора. Для этого потребуются:
- Болгарка.
- Сварочный аппарат.
- Дрель.
- Сверла.
- Молоток и зубило.
Также в работу нужно взять жаростойкий наполнитель и трубу. Диаметр последней должен быть таким же, что и размер входного и выходного отверстия. Изготовить пламегаситель своими руками из катализатора довольно просто.
Сначала нужно демонтировать старый катализатор. Далее следует разрезать «банку» и выбить механическим путем керамический наполнитель. После этого в корпус уже опустошенного катализатора вваривается труба. Но предварительно нужно просверлить на ней отверстия. Для этого применяют 8-миллиметровое сверло. Расстояние между отверстиями должно быть около 5 сантиметров. После этого перфорированная труба вставляется в корпус. Теперь пришло время жаростойкого наполнителя. Это может быть стекловата или тонкая металлическая проволока. Заполняем материалом весь корпус и закрываем крышку. Нам нужно максимально качественно заварить ее, чтобы шов был герметичным. Иначе газы будут вырываться наружу, что негативно скажется на работе мотора и самом звуке выхлопа. Таким образом, мы установили пламегаситель в катализатор.
Как заменить своими руками?
Если вы приобрели уже готовый пламегаситель, время работ существенно сокращается. Для замены элемента нужно подготовить:
- Набор рожковых ключей.
- Болгарку.
- Сварочный аппарат.
- Универсальную смазку типа ВД-40.
Итак, на первом этапе нужно загнать автомобиль на смотровую яму. Только так мы обеспечим доступ к старому катализатору. Обратите внимание, что болты могут прикипеть либо заржаветь. Открутить их не так просто. Поэтому предварительно замачиваем все резьбовые соединения смазкой ВД-40. Далее откручиваем гайки, придерживая с обратной стороны болт вторым ключом. Достаем элемент наружу и устанавливаем новый в обратном порядке.
Но что делать, если новый пламегаситель не имеет штатных креплений? В таком случае нужно измерить длину нового элемента и вырезать катализатор болгаркой. Отрезок должен быть примерно на два сантиметра короче, чем сам пламегаситель. После этого берем универсальный пламегаситель и ввариваем его в систему. Для начала делаем «прихват» в нескольких точках. Важно, чтобы не было перекосов. Когда элемент выставлен ровно, можно делать полноценный шов.
Обратите внимание, что на некоторых автомобилях нет свободного доступа к верхней части трубы. В таком случае выхлопную систему придется частично демонтировать. Однако это делать стоит только после «прихвата», когда пламегаситель уже держится в системе. На полу выполнять сварку «с нуля» не стоит. После установки трубы расположатся под иным углом, и выставить все точно, без перекосов, будет невозможно.
Про обманку
На автомобилях младше 15 лет выхлопная система оборудована кислородным датчиком. Он считывает остаток кислорода в газах, и на основании этих значений ЭБУ (электронный блок управления) готовит рабочую смесь. Так вот, после замены катализатора на пламегаситель этот датчик будет работать неправильно. На панели приборов загорится лампа «Чек».
Чтобы двигатель работал нормально, а на панели не горела ошибка, стоит установить обманку лямбда-зонда. Она стоит порядка трех тысяч рублей. Элемент вкручивается в штатные места. Также можно произвести прошивку ЭБУ, однако эту операцию своими руками уже выполнить трудно. Кстати, на машинах с «Евро-2» и ниже производить замену датчика не нужно.
Заключение
Итак, мы выяснили, что собой представляет пламегаситель и для чего его устанавливают. Срок службы данного элемента составляет более 10 лет. Он не нуждается в каком-либо уходе и чистке. Пламегаситель не прогорает: единственное, когда он может попросить замены, это после механического повреждения либо сквозной коррозии.