Новое метро защитит петербуржцев от бомбежек НАТО с финских баз. Почему Смольный расщедрился и пообещал построить 120 станций подземки
В Петербурге построят еще 120 станций метро и множество вестибюлей. Проект нового Генплана города, в который внесены эти сверхамбициозные планы, утвержден Смольным 10 октября. Все будущие станции городской подземки включены в первую очередь Генплана (до 2030 года) и расчетный период (до 2040 года).
В перспективе должны появиться целых три новых ветки: Красносельско-Калининская, Адмиралтейско-Охтинская и Кольцевая — самая длинная, протяжённостью свыше 23 километров. Известно, что в 2024 году введут четыре новые станции. Потом новых открытий не будет два года, а в 2027-м откроют «Каменку» и «Яхтенную».
В начале года Смольный обещал открыть 21 станцию метро в 2024—2030 годах. Это значительно опережает программу-минимум, которая была изложена в разработанной прежде схеме развития метро. На прожектёрство не похоже — на ближайшие три года (верстка бюджета) финансированием строительство обеспечено — будет потрачено 140 млрд рублей.
Однако петербуржцы властям категорически не верят. «
Истинное имя г-на Беглова — Ганс Христиан Андерсон», — пишет один из комментаторов новости.
«Маниловщина в чистом виде», — считает другой. Не надоело эту стародавнюю схему развода «через столько лет или ишак, или эмир…» на примере метро СПб воспроизводить? Всем всё ясно давно», — злится третий.
Поразительный негативизм. Между тем в данном случае может работать эффект рекламы. Весь минувший год в Москве открывали новые станции метро, диаметры, связывали удобной транспортной системой пригороды столицы. Разумно предположить, что петербургские власти решили поправить свой не лучший имидж и взять таки пример с Москвы.
Тем более, заочное соревнование двух первых городов России — факт известный. Жители столичного города с областной судьбой ревнуют Белокаменную, считая себя несправедливо обойденными историей. «В 2023 году в Москве Собянин открыл 14 станций.
В Санкт-Петербурге Беглов открыл страничку в «Одноклассниках», — ёрничает один из них, подначивая губернатора быть как московский мэр.
При этом здравый смысл подсказывает, что бесспорные московские успехи в развитии транспорта объясняются не только твердым намерением властей сделать жителям хорошо, но и возможностью беспрецедентного финансирования таких мегапроектов. Центральное положение столицы буквально заливает ее деньгами, некуда тратить. Так почему бы не сделать суперметро?
В Петербурге, увы, не так. Как не старался Владимир Путин повысить общественный статус родного города (перенес туда Конституционный суд, штаб флота, центральный офис Газпрома), а вместе с ним и обеспечить приток дополнительных средств в городскую казну, серьезных результатов в этом направлении не наблюдается. По сравнению с Москвой Питер беден.
Но тогда откуда возьмутся требуемые сотни миллиардов на строительство метро «как в Москве»? Сейчас в петербургском метро всего 72 станции. Построив еще 120, Смольный увеличит подземку почти втрое. Для такого взрывного роста транспортной сети деньги нужны огромные. Где их взять, если своих нет? Трансферт из федерального бюджета?
Однако, для таких мощных дотаций нужны серьезные основания. Одной заочной конкуренцией Беглова с Собяниным такое не объяснить. Да и вряд ли станет российский Минфин помогать одному губернатору против другого. Тем более, в эпоху затянувшейся СВО, когда каждая копейка на счету. Тут какая-то другая причина…
Единственным разумным и даже очевидным оправданием будущих огромных расходов на ускоренное строительство разветвленной сети питерской подземки может быть ее двойное назначение. Гражданское и военное. Это же готовое бомбоубежище! Если так, то никаких денег не жалко. В России традиционно на оборонке не экономят.
Критически настроенные к властям петербуржцы по инерции рассуждают в парадигме мирного времени. Мол, чиновники ленивы, не талантливы, думают только о своих интересах, а если и беспокоятся о горожанах, то только лишь с корыстно-политическими целями — выиграть очередные выборы и воцариться наверху еще на один срок.
Но если СВО поменяла психологию многих обывателей, то почему этот процесс не может происходить в головах власть придержащих? Даже если лень, когда жареный петух клюнет, приходится шевелиться. Как раз случай Петербурга. Был жемчужиной мирового туризма, Северной Пальмирой, стал прифронтовым городом, который в перспективе может быть атакован силами Запада.
Финляндия же теперь в НАТО. Да, согласно опросам, всего 39% финнов готовы видеть на своей земле базы альянса, но что это меняет? Начальство уже все решило за них. Причем давно. Силы обороны Финляндии начали предлагать владельцам земли в приграничной с РФ полосе плату за строительство там военных объектов НАТО еще 6 лет назад, когда ни о каком членстве в блоке открыто не говорили.
После того, как вся предварительная военно-политическая работа была проведена, как в соседней с Петербургом Финляндии, так и на Украине, были запущены процессы, игнорировать которые Россия не могла и была вынуждена начать СВО. Оформление членства Финляндии (и соседней Швеции) в НАТО стало лишь делом времени. Размещение там военных баз — тоже.
Власти города Каухава уже предложили свою территорию для размещения базы альянса. Каухава находится к северо-западу от Хельсинки недалеко от Ботнического залива, выходящего в Балтийское море. До 2015 года там действовал единственный военный аэродром Финляндии. До Петербурга оттуда чуть более 500 километров. Бомбардировщику лететь полчаса, но если бить ракетами — быстрее.
При такой серьезной угрозе (а генералы НАТО уже напрямую грозят нам войной) иметь в городе развитую сеть метро — огромное благо, шанс уцелеть для миллионов жителей. Опыт СВО показывает огромную эффективность любых подземных укрытий даже в случае применения самого разрушительного оружия. Говорят, на Украине заглубленные бункеры советской постройки могут выдерживать ядерный удар.
Так что петербуржцам, скорее всего, повезло. Городские власти вовремя взялись за ум и под видом строительства метро начали готовят для них убежища. Ну, а если эти предположения вдруг неверны, жители северной столицы могут использовать будущие угрозы со стороны Финляндии в качестве еще одного аргумента за форсированное строительство подземки. Беглов, НАТО у порога, строй метро!