Вот смотришь на стоимость автомобилей сегодня и волей не волей задаешься вопросом, а для кого такие высокие цены? Кончено в нашей стране немало людей, которые могут позволить себе купить новый автомобиль за 3-4 млн рублей, но по большей части люди годами наскребают на новую Ладу.
И вот последних в нашей стране преобладающее количество, то есть тех, чей доход ниже «средней температуры по больнице». По данным Росстата доходы россиян растут и средняя заработная плата уже почти 75 тысяч рублей. Много ли среди читателей людей с подобным доходом? Уверен, что подавляющее число зарабатывает в несколько раз меньше.
Кредиты наше все
А что делать в таком случае, когда необходим новый автомобиль, а денег нет? Правильно, брать кредит на новый автомобиль, что у нас успешно и происходит. Средний чек по автокредитам в середине сентября установил новый рекорд и составил 1,49 млн рублей. А за первые 7 месяцев автокредитов было выдано на 630 миллиардов рублей.
Хотя сегодня и кредиты доступны далеко не всем, так как процентная ставка сильно выросла и кредиты стали еще дороже и еще невыгодней для населения.
По итогам августа средняя цена нового автомобиля составила немыслимые 3,9 миллионов рублей. При этом эксперты уверяют, что стоимость автомобиля должна составлять порядка 10 месячных зарплат. При такой средней стоимости автомобилей, человек по идее должен получать 390 тысяч рублей в месяц, чтобы позволить себе его. Но кто сегодня у нас в стране получает столько?
В регионах простые люди точно не видели в глаза такие зарплаты, получая раз в 10 меньше, да даже в Москве далеко не все люди могут рассчитывать на такие деньги. Инженеры, врачи, учителя, рабочие на заводах, кто из них может получать столько? Подобные деньги могут получать только топ-менеджеры крупных компаний или ИТ-специалисты.
Отечественные марки
Сегодня из отечественных марок, продающих легковые авто у нас остался только АвтоВАЗ и УАЗ. Но назвать автомобили АвтоВАЗа доступными, нельзя уже давно. Базовая Гранта без кондиционера, усилителя руля, подогревов сидений и руля, стоит от 700 тысяч рублей. Лада Веста с 90-сильным мотором в пустой комплектации стоит и того от 1,24 млн рублей и это еще без учета наценок дилеров. А самая дорогая Веста стоит и того под 1,7 млн рублей.
Даже с учетом расчета выше, чтобы купить новую Гранту необходимо зарабатывать 70 тысяч в месяц, а в случае с Вестой 124 тысячи в месяц.
А ведь не стоит забывать, цены на автомобили растут несколько раз за год, причем порой повышения могут быть очень серьезными. Но повышаются ли таким же темпом зарплаты у людей? Да конечно же нет, вот людям и приходится ездить на автомобилях 15-летней давности и уже даже не думать о покупке автомобиля, лишь бы хватило денег на обслуживание имеющегося.
Что творят китайцы?
А что творится с ценами на китайские автомобили? Ничего не имею против самих китайских авто, но вот их стоимость, просто максимально неадекватна. Например, с 1 августа Москвич 3 подорожал на 300 тысяч рублей из-за повышения утилизационного сбора, остальные марки тоже подорожали на 100-200 тысяч.
Haval Jolion начал продавать у нас в мае 2021 года с стоил он на тот момент от 1,19 млн рублей, а сегодня его цена уже от 1,95 млн рублей. То есть фактически он подорожал на 65 процентов.
Geely Coolray на старте в 2020 году стоит от 1,29 млн рублей, а сегодня цена уже от 2,3 млн рублей и тут прибавка все 80 процентов.
Моделей много, но что взять?
Сегодня на нашем рынке появилось огромное количество китайских автомобилей, да настолько, что глаза разбегаются. Каждый месяц приезжает что-то новое, с виду красивое, внутри современное. Но у нас люди просто их не покупают, так как новые модели по большей части даже не русифицированы, у многих нет банальных подогревов сидений.
Самым дешевым китайским автомобилем на сегодня является «бюджетный» седан Changan Alsvin. Стоит он без скидок от 1,75 до 1,79 миллионов рублей, при этом у него роботизированная коробка и мотор 1,5 литра на 98 сил. То есть по факту автомобиль не так далеко по цене ушел от нашей Весты, которая до сих пор в крайне плачевном состоянии. Но зато у него есть роботизированная коробка, а не старая 5-ступенчатая механика.
Правда внешне он явно уступает Весте, да и сказать что он будет лучше, довольно сложно, так как автомобиль довольно посредственный.
А что еще можно взять за эти деньги? Есть еще один малоизвестный седан от китайской марки BAIC. Выглядит он намного лучше упомянутого выше «Чанань Алсвин», но и стоит дороже. Официально цена от 1,8 до 2,05 млн рублей, но в реальности у дилеров цены еще выше.
Выбора нет
И вот какой автомобиль покупать людям, живущим на зарплату 30-40 тысяч рублей? Да никакую, так как с такими ценами это просто недоступная роскошь. А ведь в начале 2024 года цены опять серьезно подрастут из-за уже привычного ежегодного обновления прайсов производителями с 1 января, а также повышением акциза на новые авто.