На чём при царе арестантов возили — первые российские автозаки

Сейчас давно уже все привыкли, что преступников и просто подозреваемых перевозят на специально оборудованных автомобилях, так называемых автозаках. Такие специальные машины существуют во всём мире, так что не стоит думать, что это чисто российское изобретение.

Многие уверены, что первые специализированные автомобили такого плана появились только при советской власти – имеются ввиду так называемые «Воронки» или «Чёрные вороны». С одной стороны, это так, при советской власти действительно делали подобные авто, только изначально они тупо переделывались из обычных автомобилей, а заводские модели появились только годах в 1950-х, не раньше.

Для СССР «Воронки» действительно были первыми, но не для России. Первые специализированные автомобили данного класса появились ещё при царе, причём были они можно сказать заводскими. Кстати говоря, мы опять были впереди, может и не планеты всей, но в Европе точно – до царской России никто в Европе не догадался использовать специальные автомобили для перевозки заключённых. Еще и автомобили им, и так дойдут, пешочком!

Кстати говоря, несмотря на то, что нас в детстве учили, что царский режим был кровавым, и над заключёнными жандармы издевались, в царских тюрьмах и ссылках жилось достаточно неплохо, по сравнению с подобными местами в СССР, особенно при Сталине. Заключённых называли на «вы», да и то, что Ленин выписал себе в ссылку револьвер по почте, уже много о чём говорит. Может думали, что он застрелится? Хотя вряд ли…

Итак, первые автозаки были заказаны российским тюремным ведомством в 1908 году. Было заказано два таких автомобиля, один в Германии у фирмы Neue Automobil-Gesellschaft (NAG), второй у российской фирмы Лесснер, которая уже несколько лет делала серийные пожарные машины и почтовые фургоны.

Оба автозака имели немецкие шасси и моторы, развивавшие по 10-12 л.с. Разгонялись автомобили до 25 км/ч, что для того времени являлось превосходным показателем. Кстати говоря, автозак российской фирмы Лесснер оказался куда более комфортным для арестантов, чем чисто немецкая машина. Немцы не стали особо заморачиваться, и просто обили деревянный фургон изнутри металлом, а вот фургон Лесснер имел три окошка с корабельными стёклами, лампу освещения с таким же стеклом, вентиляционные отверстия особой системы, чтобы через них нельзя было передать не только ножик, но и даже иголку.

Первые автозаки использовались в Санкт-Петербурге. Опыт использования был признан удачным, так как раньше на конных фургонах только из одного конца города в другой уходило на транспортировку заключённых между тюрьмами 2,5-3 часа, а с помощью автомобилей этот срок удалось сократить до 40-45 минут.

Именно автозак Лесснер был признан лучшим, и тюремные власти собирались заказать ещё несколько таких фургонов, но фирма Лесснер уже в 1909 году отказалась от сборки фургонов, ибо спрос на них был минимальным, и переключилась на производство торпед. А там уже через несколько лет Первая Мировая война началась. И было уже не до автозаков.

Есть что добавить? Пишите в комментариях!

68 комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *