Звонки под видом налоговой — еще один способ мошенников украсть деньги или личную информацию у своих жертв. Расскажем, какие схемы разводов используют злоумышленники, когда звонят от имени сотрудников налоговой службы.
Пытаются заставить жертву перезвонить на платный номер телефона
Часто мошенники используют автоответчик для совершения звонков с помощью роботов. Если жертва отвечает на вызов, то слышит автоматическое сообщение о том, что у нее есть непогашенные налоги. Далее робот может продиктовать номер, на который нужно перезвонить для уточнения информации. Когда жертва перезванивает, то попадает на платный номер — стоимость одной минуты разговора с ним может достигать нескольких сотен рублей.
И хотя сотрудники налоговой действительно могут звонить гражданам, они не отправляют подобные автоматические уведомления. Налоговая также не требует перезванивать на другие номера для уточнения информации, а сразу сообщает ее (например, информацию о готовности документов, необходимости предоставить другие данные в личном кабинете, каких-либо проблемах с документами и т.д.). При любых сомнениях необходимо набирать вручную и звонить по официальному номеру налоговой, либо проверять достоверность слов неизвестных в личном кабинете налогоплательщика.
Сообщают о пополнении счета и требуют заплатить налог на него
Эта схема обмана часто включает в себя два «действующих лица». Сначала мошенники могут позвонить от имени сотрудника банка, чтобы сообщить о крупном пополнении счета и необходимости заплатить налог на него. Затем звонит и сам «сотрудник налоговой», поясняющий, как и сколько требуется заплатить. При отказе сотрудничать жертве могут начать угрожать штрафами или другой ответственностью перед законом.
Если жертва соглашается, то мошенники могут отправить ее к ближайшему банкомату для перевода денег, либо сообщают ей свой номер карты. Злоумышленники также могут отправить в SMS-сообщении ссылку для оплаты, которая будет вести на фишинговый сайт. Любой из этих способов — обман, навязанный мошенниками. Чаще всего он направлен на пожилых людей, которые не могут проверить свой баланс по карте и подтвердить пополнение счета, а также не пользуются личным кабинетом, чтобы проверить свои задолженности по налогам.
Заставляют скачать мошенническую программу под видом приложения ФНС
Мошенники могут звонить от имени сотрудников налоговой и распространять свое приложение под видом официального. Скачать его предлагают, например, чтобы упростить оплату налогов или под видом более «безопасного». Мошенники могут сообщить о взломе прошлого приложения и предложить установить его обновленную версию.
Если жертва соглашается, ей отправляют ссылку на скачивание. Установив приложение по ней и введя свои данные, пользователь дает мошенникам доступ к своему личному кабинету налогоплательщика. В нем злоумышленники смогут получить доступ к персональным данным владельца или совершать действия от его имени. Во многих случаях мошенники добавляют и другие поля для ввода при регистрации в их приложении, например, указание банковских данных.
Предлагают компенсировать часть налогов
Злоумышленники могут обзванивать граждан и сообщать, что им положена компенсация по налогу, например, по НДС. Для этого потребуется сообщить банковские данные, чтобы на счет жертвы якобы отправили полагающийся процент. Иногда пользователям также отправляют ссылки на сайт, где требуется заполнить форму — номер карты и данные с ее обратной стороны.
Реже мошенники сообщают, что для получения компенсации жертве потребуется оплатить консультацию юриста или заполнение анкеты — после этого также следует просьба сообщить свои банковские данные.
Важно! Кроме телефонных звонков мошенники могут отправлять и поддельные электронные письма с требованием оплаты налога. Не рекомендуется переходить по ссылкам в таких письмах, даже если они выглядят как официальные письма от налоговой. Необходимо вручную заходить в свой личный кабинет и вносить платежи только там.