В конце 50-х годов себя отлично зарекомендовала концепция поддержки сухопутных войск ударными вертолётами. Осознавая этот факт, советское командование сделало ставку на тяжёлые вертушки, родоначальником которых стал легендарный Ми-24 или “Крокодил”. На данный момент практически ничего не изменилось. Если не считать множественных модернизаций этой модели. Речь конечно же идет о новом российском вертолёте МИ-28Н, который также называют “Ночным охотником”, а на западе — “Опустошителем”. Что это за вертолёт и в чём его основные преимущества? Давайте разбираться!
История создания “Ночного охотника”
В 1976 году Совет министров СССР принял постановление о начале работы над совершенно новым вертолётом, который бы смог превзойти своего предшественника Ми-24, а также успешно конкурировать с американским “Апачем”. Основными конкурентами в этой конструкторской схватке выступили ОКБ Камова и Миля. Первым конструкторским бюро предлагалась модификация К-50 или “Чёрная Акула”. Бюро же Миля предложило модификацию Ми-28. Долгое время эти два проекта проходили испытания фактически параллельно. Но в конечном итоге победа досталась Ми-28. Однако, из истории мы же знаем, что своё применение нашел и К-50.
В 2009 году после модернизации Ми-28, российская армия получила в своё распоряжение модификацию Ми-28Н, которую и прозвали “Ночной охотник”.
Назначение вертолета Ми-28Н «Ночной охотник»
Основные задачи Ми-28Н — это поддержка сухопутных войск, уничтожение наземной бронированной техники, живой силы и малоскоростных воздушных целей противника. Однако, главная его особенность, которая отличает эту винтокрылую машину от предшественника и западного конкурента — это способность выполнять поставленные задачи днём, ночью и даже при самых плохих погодных условиях. Он прекрасно подходит для полётов на сверхмалых высотах, скрываясь за складками местности и практически незаметно настигая свою потенциальную цель. Более того, он довольно просто справляется даже с самыми сложными фигурами пилотажа, такими как бочка, петля Нестерова, переворот Иммельмана, полёт боком и задом.
Технические особенности Ми-28Н «Ночной охотник»
В конечном итоге модификация Ми-28Н получилась довольно тяжелой. Ведь её общий вес составляет порядка 8 тонн. Однако, манёвренности ему придают пара двигателей с суммарной мощностью в 2700 лошадиных сил. Бронирование корпуса досталась этому геликоптеру от предшественника. Он всё также безразличен к стрелковому оружию калибром до 12 миллиметров, а также надёжно защищён от поражения легкой зенитной артиллерией
Кроме этого стоит отметить особую конструкцию лопастей “Ночного охотника”, которые выполнены из особых композиционных материалов и способны выдерживать попадание любых снарядов калибром от 20 до 30 миллиметров.
Однако, главным козырем “Опустошителя” всё же является его навигационная система. В первую очередь это радиолокационная станция Н025, которая способна обнаруживать цели вне зоны видимости экипажа. Индикатор лобового стекла (ИЛС), отображающий необходимую информацию прямо на стекле вертолёта, а также нашлемная система целеуказания, которая позволяет пилоту управлять имеющимся вооружением одним поворотом головы. Кроме этого на борту Ми-28М имеется тепловизор, лазерный дальномер, а также специальная система, позволяющая осуществлять пилотирование этим геликоптером даже в ночное время суток.
В качестве активной защиты используется лазерная станция подавления, которая способна создавать фантомные цели для снарядов противника с лазерным наведением.
Из вооружения стоит выделить разнообразные управляемые и неуправляемые ракеты класса “воздух-воздух” и “воздух-поверхность”.
Боевое применение Ми-28Н
Первое свое боевое крещение “Ночной охотник” прошёл в Сирии, где он и показал всю свою эффективность в борьбе с сирийскими террористическими организациями. Он на отлично прошёл проверку в условиях пустыни и жаркого климата, успешно выполнив приличное количество боевых задач. На данный момент этот “воздушный танк” активно используется вооруженными силами Российской Федерации в ходе проведения специальной операции по демилитаризации и денацификации Украины. Где ему, как и предполагалось, попросту нет равных.
Заключение
На данный момент этот современный ударный вертолёт выпускается на заводе «Роствертол» в Ростове-на-Дону. На вооружении российской армии находятся более 200 таких винтокрылых машин и, в случае необходимости, их количество может быть оперативно увеличено. Ведь данная модификация оказалась очень удачно. Это отметили как российские, так и иностранные военные эксперты. Однако, российские конструкторы не останавливаются на достигнутом, продолжая работать над модернизацией этой убойной российской новинки.
Ми-28Н «Ночной охотник».
Ми-28Н «Ночной охотник» на охоте.
Ми-28Н «Ночной охотник» на охоте.