Любому автовладельцу греет душу ровный, плавный, малошумный звук работающего двигателя машины. Ведь он свидетельствует о его технической исправности. А вот звуки посторонние, возникающие при работе мотора, внушают беспокойство.
В том числе – тарахтение непрогретого двигателя в холодную или морозную погоду. Что это – тревожный сигнал о неисправности, или нормальное явление? (особенно если после прогревания мотор снова начинает работать тихо и ровно).
Металлические детали, из которых состоит двигатель, в процессе его работы всё время взаимодействуют друг с другом. Это взаимодействие можно охарактеризовать как трение, а не как постукивание одной детали о другую. Так что тарахтение или постукивание в моторе, даже на холодную, – это в любом случае не очень хорошо.
Как на слух определить, что делать?
Посторонние звуки, возникающие при запуске холодного двигателя, после его прогрева могут:
- самоустраниться полностью;
- стать менее слышными;
- не изменить своего характера, либо даже усилиться от повышения температуры и давления в моторе.
Если звук после прогревания двигателя пропадает – значит, всё нормально, можно ездить спокойно. Это просто естественный износ деталей мотора даёт о себе знать «на холодную». У вас ведь уже не новая машина, не так ли?
Если звук не исчезает полностью, а просто становится менее явным, – это тревожный сигнал о том, что двигателю нужны обслуживание или ремонт. Не обязательно в срочном порядке, но уже в обозримом будущем.
Если же посторонний звук не пропадает, или даже усиливается – обслуживание и ремонт мотору нужны немедленно. Во избежание крупной фатальной поломки, которая разорит ваш семейный бюджет.
О каком именно обслуживании и ремонте идёт речь?
Есть несколько вариантов, почему холодный двигатель тарахтит и (или) стучит.
- Возможно, нарушились тепловые зазоры. Исправит эту ситуацию регулировка клапанов.
- Возможно, давно пора поменять масло, из-за чего потеряли свою нормальную работоспособность гидрокомпенсаторы. Исправлять дело нужно заменой моторного масла и масляного фильтра.
- Возможно, увеличился зазор коренных вкладышей, и они стали некорректно работать. Причина может быть в уменьшении производительности маслонасоса.
- Возможно, шатуны изношены, дают сбой в работе и стучат о шейку коленвала. При этой неисправности явно слышны глухие металлические многократные удары при разгоне (или просто при увеличении оборотов двигателя).
- Если поршень изношен, или поршневые кольца деформировались, тоже слышится постукивание при работе мотора: поршень начинает слишком свободно «гулять» внутри цилиндра.
- Когда захандрила газораспределительная система двигателя, в нём также возникает посторонний шум. Скорее всего, увеличились зазоры распределительного вала.
- Возможно, обслуживания требует система зажигания двигателя. Основной причиной является несвоевременное и неравномерное воспламенение топливно-воздушной смеси, которое провоцирует детонацию от самопроизвольных мини-взрывов внутри цилиндров. Эта причина легко выявляется именно по повышенной детонации и по звонкому характеру самого звука.
Резюме
Итак, что мы делаем. Меняем моторное масло и масляный фильтр (если действительно уже давно их не меняли). Проблема исчезла? Отлично.
Не исчезла? Мотор продолжает тарахтеть на холодную, и посторонний звук не пропадает после его прогревания? Тогда придётся ехать на диагностику и ремонт.
Чтобы мастер смог диагностировать причину, нам непременно нужно «предъявить ему этот звук». Опытный автослесарь по характеру звука поймёт, в чём причина, и чем нужно заняться, дабы её устранить.
Пусть сделает – и ездите спокойно, не подвергая свой автомобиль и кошелёк серьёзной опасности.