Надёжность двигателя – одно из главных потребительских свойств легкового автомобиля. Капитальный ремонт силового агрегата зачастую обходится в крупную сумму, поэтому владелец заинтересован в максимально длительном сроке службы дорогостоящего узла. В последние два десятилетия наблюдается тенденция на уменьшение ресурса двигателей автомобилей, что связано с целым рядом причин.
За современными ДВС легковых машин закрепилось клеймо «одноразовых». Под этим термином подразумевается невозможность проведения капитального ремонта силового агрегата. Двигатели, вышедшие из строя, владельцы вынуждены практически целиком менять на новые. Зачастую эта процедура стоит так дорого, что нецелесообразна с финансовой точки зрения.
Почему двигатели стали «одноразовыми»
С начала бурного развития легковой автомобильной отрасли до конца XX века автопроизводители преимущественно использовали чугунные блоки двигателей. Они отличались прочностью, долговечностью и ремонтопригодностью. При появлении повреждений на стенках цилиндров чугунного блока достаточно произвести расточку, восстановить хон и установить поршни ремонтного размера, тем самым полностью избавиться от дефектов.
С другой стороны, двигатели из сплава железа и углерода имели ряд недостатков:
- Высокая масса по сравнению с алюминиевыми аналогами;
- Низкая теплопроводность металла;
- Подверженность коррозии (На практике проявляется крайне редко).
В качестве альтернативы чугунным блокам автопроизводители стали разрабатывать двигатели с алюминиевыми конструкциями. Технология позволила снизить массу двигателя примерно на треть и сделать систему охлаждения компактнее за счёт высокой теплопроводности металла.
Конструкторы сразу же столкнулись с основной проблемой алюминия – невысокой прочностью. Металлические кольца поршней, контактирующие со стенками цилиндра, оставляли за собой дефекты и приводили к полному износу ДВС за несколько десятков тысяч километров пробега. В качестве решения этой проблемы производители стали использовать алюминиевые блоки с чугунными гильзами – цилиндрическими оболочками стенок цилиндров. Технология оказалась действенной, но из-за разницы коэффициентов теплового расширения двух металлов проявлялись её недостатки при высокой термонагруженности.
Никасил и алюсил
Для достижения максимальной эффективности ДВС производители значительно увеличили тепловую нагрузку на агрегаты. Обеспечить нормальную работу двигателя в таких условиях позволяет полностью алюминиевый блок. Решить проблему низкой прочности металла на стенках цилиндра удалось нанесением алюминиевокремниевого сплава. Массовое применение нашли две технологии – никасил и алюсил.
Использование сплава кремния и алюминия в цилиндрах позволяет добиться необходимой прочности поверхности, которая даже превосходит чугун. Проблема казалась решённой, но длительная эксплуатация двигателей с полностью алюминиевыми блоками выявила недостатки технологии. Сера, содержащаяся в топливе, негативно сказывалась на состоянии никасила и алюсила, приводя к разрушению покрытия. Особенно выраженной проблема стала в регионах с не самыми высокими требованиями стандартов к чистоте горючего.
Именно двигатели с полностью алюминиевыми блоками принято называть «одноразовыми». В соответствии с регламентом производителей конструкция не предусматривает возможности ремонта, а её срок службы в российских условиях зачастую был меньше 150 000 километров пробега. Для восстановления двигателя владельцу приходится менять блок в сборе с поршневой группой, а стоимость запчастей и работ может составить больше половины от рыночной стоимости автомобиля.
Сейчас появились незаводские способы установки чугунных гильз в моторы с алюминиевыми блоками. Однако, далеко не всегда этот способ ремонта позволяет добиться длительного срока службы силового агрегата. Из-за разницы коэффициентов теплового расширения гильзы повреждаются и «съезжают» со своих посадочных мест. Срок службы восстановленного таким способом двигателя зависит от качества произведённых работ и условий эксплуатации автомобиля. На практике только установка нового блока цилиндров позволяет полностью вернуть изначальный ресурс силового агрегата. Не заводская гильзовка полностью алюминиевой конструкции – «лотерея» для владельца, так как положительный эффект от процедуры может быть полностью исчерпан уже спустя несколько десятков тысяч километров пробега.