«Кровожадные чудища, которые не щадят ни стариков, ни детей» — чем русские шокировали чукчей

Кровожадные чудища, которые не щадят ни стариков, ни детей" - чем русские шокировали чукчей

Когда встречаются народы, находящиеся на разных стадиях культурно-исторического развития, их встреча редко может обойтись без взаимного шока. Этот шок силён по сей день. Его отголосками являются многочисленные анекдоты русских о чукчах, а в семьях чукчей родители пугают маленьких детей русскими.

Северные «спартанцы»

Сами чукчи к моменту прихода русских на север считали себя сильным народом, прирождёнными господами коряков, юкагиров, ительменов и других соседних народов. Это господствующее положение достигалось системой воинского воспитания, существовавшего в каждом чукотском племени.

Чукчи с детства готовились стать воинами

С раннего детства чукотские дети упражнялись друг с другом в военном мастерстве. При этом бывали не только серьёзные увечья, но и убийства. Но чукотские старейшины полагали, что так должно быть. Всё племя чукчей – будь то мужчина или женщина – поголовно было воинами.

«Спартанские» нравы чукчей приводили к тому, что пленный или раненый чукча прежде всего искал себе смерти. Тоже касалось стариков, становившихся обузой для рода. В безраздельной власти главы клана находились все женщины и дети его рода, которых он мог убить, если находил это полезным клану. Раненые или пленные женщины стремились, в первую очередь, умертвить своих детей.

На «тангыттан» — людей других племён – чукчи смотрели как на потенциальных рабов, обязанных разводить оленей и ловить рыбу чукчам. Их мужчин убивали, а женщин и детей брали в рабство и со временем делали членами племени чукчей. Это были общепризнанные законы войны севера. Воинов не подвергали особым садистским мукам, женщин и детей брали в плен. Сжечь чужое становище хитростью без того, чтобы вызвать его защитников на бой, считалось бесчестным.

Чукчи были лучшими воинами Севера

Короче, чукчи были народом, сильным, гордым, суровым, но и обладавшим известным кодексом военной чести.

Война за рамками дозволенного

В чукотском фольклоре запечатлелся демонический персонаж Йэкуннин, чьё имя происходит от русской фамилии Якунин. Историкам неизвестен такой командир, который возглавлял бы русские войска, воевавшие против чукчей. Наверное, это был командир среднего звена, а его образ – собирательный. В 1747 году в войне в тундре погиб майор Дмитрий Павлуцкий. Он тогда усердствовал в выполнении указа императрицы Елизаветв Петровны от 1743 о поголовном истреблении «немирных чукоч».

Анадырский острог на карте 1710 года

Акции устрашения Павлуцкого заключались в том, чтобы застать врасплох какое-нибудь становище чукчей, внезапно напасть на его обитателей, истребить их, сжечь чумы и нарты, угнать оленей. В преданиях чукчей Йэкуннин остался как свирепое воплощение зла. Он не только убивает врагов – это было для чукчей неудивительно. Йэкуннин ради забавы мучает пленных: сжигает огнём, расстреливает, сажает на колья. Кроме того, он убивает женщин и детей, которых чукчи привыкли брать в плен. Отрезанными головами убитых чукчей Йэкуннин нагружает нарты и посылает их в дар своему «верховному шаману» в каком-то другом мире. Все эти предания им запомнились как нарушение законов войны.

Сбор ясака у чукчей был добровольным

В общем, Павлуцкий-Йэкуннин вышел за пределы чукотской морали дозволенного и недозволенного на войне. Это больше всего шокировало чукчей, но не помогло русским одержать победу. Чукчи сопротивлялись до 1822 года, когда Россия признала своё поражение, разрешив чукчам добровольный ясак. Те уже сами решали: платить его или не платить.

4 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *