28 января 1986 года, мыс Канаверал, старт шаттла «Челленджер». Через одну минуту 40 секунд корабль взорвется, и 7 астронавтов на борту погибнут.
Программе Звездных войн нанесен серьезный удар. После этого американцы не летали в космос почти 3 года. Именно за такой срок Советский Союз сделал невообразимое — запустил свой шаттл — «Буран».
Трудно было поверить, что космический корабль совершает посадку самостоятельно. Борясь с сильным боковым ветром, шаттл подлетел к земле и коснулся бетонки прямо в центре расчетного ромба.
Невиданные до того времени технологии разработаны гениальным советским конструктором Лозино-Лозинским.
Буран пробежал по полосе и остановился, отклонившись от осевой линии меньше, чем на метр. Это стало высшей точкой траектории развития советской космонавтики.
Посадка «Бурана» попала в Книгу рекордов Гиннеса как первая в мире автоматическая посадка орбитального корабля.
Казалось бы, с этого момента советскую космонавтику догнать невозможно. Но в итоге «Буран», как и многие другие передовые разработки переломного времени, были закрыты.
Однако «Буран» и сегодня остается самым совершенным боевым орбитальным кораблем. А тогда, в 1976-ом, когда только начала разрабатываться советская многоразовая космическая система, никто и не догадывался, что, благодаря «Бурану», удастся не только достроить, но и тайно испытать на орбите совсем другой боевой корабль — истребитель шаттлов. И только один человек знал о нем всею правду — его конструктор, Глеб Лозино-Лозинский.
Начало 60-х, холодная война в разгаре. Параллельно подготовке к полету на луну, в США идут работы по программе создания гиперзвукового орбитального ракетоплана X-20.
Как ответ на эту программу, разработка собственных ракетопланов проводится и в СССР. В секретном летном исследовательском институте под руководством Лозино-Лозинского ведется строительство боевого многоразового космического истребителя «Спираль».
Но даже в стенах этого института не разглашались ни название аппарата, ни имя конструктора. Лишь небольшой круг высокопоставленных лиц знал об истинном назначении «Спирали» — нанесение ядерного удара из космоса по боевым американским объектам.
Но как такое возможно?
Предполагалось, что с борта гиперзвукового самолета, летящего со скоростью свыше 6 000 км/ч, с помощью разгонного блока на орбиту земли выведут многоразовый космический истребитель-бомбардировщик. Из-за затупленной треугольной формы фюзеляжа, в среде конструкторов-разработчиков его прозвали «лаптем».
Теплозащита, позволявшая на более высоких скоростях заходить на посадку, превзошла американские аналоги. Подобную технологию начнут массово использовать в космической программе США «Спейс шаттл» только в 80-х годах.
Тогда советскому руководству новые разработки Лозинского показались фантастикой, тем более что перед СССР стояла более важная задача — выиграть Лунную гонку. Секретный проект пришлось приостановить.
После того как СССР проиграл Америке в Лунной гонке, руководство страны поняло, что американцы вот-вот выведут на орбиту ядерную боеголовку. Поэтому Союз спешил вывести в космос новые корабли. Так появился проект «Спираль».
В 1977 году во всех кинотеатрах Америки шел блокбастер «Звездные войны». Мир, покоренный космической сагой тогда ещё не подозревал, что строительство корабля, способного вести космические войны в реальности почти закончено.
Это был советский самолет, который вместо фантастических лазеров был оснащен шестью ракетами класса «космос-космос». Ударить они могли и по земле. Аппаратом должны были управлять уникальные люди. Их задачей было досматривать в космосе любой подозрительный спутник, пролетающий над территорией СССР, и быстро на него реагировать.
Мало кто знает, что в СССР существовал особый секретный отряд космонавтов. Именно они готовились стать пилотами «Спирали». Руководство СССР планировало создать космическую стратегическую авиацию, способную сломать любую оборону противника. В её состав должен был войти легендарный советский космонавт Владимир Джанибеков.
Это, конечно, невероятно: всего через 4 года после полета Гагарина, Лозино-Лозинский создал корабль, способный воевать не только в космосе, но и в атмосфере. Более того, только в советском аппарате впервые была встроена аварийная капсула, которая отстреливалась по типу авиационной катапульты.
Кстати, воссоздать советскую аварийную систему спасения экипажа, возвращающегося из космоса, еще никому в мире так и не удалось.
Когда самолет был готов к серии, руководитель военного ведомства Гречко закрыл проект, заявив, что это все фантастика.
В это же время Кремлю стало известно, что Пентагон работает над созданием космического шаттла, который способен вывести в космос ядерное оружие. И если США захочет, аппарат сможет ударить по Москве. Лозино-Лозинский пытался донести до Кремля, что у СССР уже готов самолет, способный уничтожить противника в космосе. Но прислушиваться к нему не стали.
1976 год. Лозинскому предложили создать проект, идентичный американскому шаттлу, только больше и мощнее. Именно это обстоятельство в итоге и спасло «Спираль» от забвения.
Многие технические решения были перенесены бывшим главным конструктором Лозинским в его новое детище — корабль «Буран». В космосе он явно превосходил американский челнок.
В американском челноке все было жестко связано: сам аппарат, топливные баки и два твердотопливных ускорителя. Даже для модернизации понадобилось бы создавать все с нуля.
Советский же «Буран» выводился на орбиту ракетой «Энергия — самой мощной в мире, поэтому и самой дорогой. Предполагалось, что «Энергия» будет выводить в космос даже тяжелые орбитальные станции.
Оправдать такой фантастически дорогой запуск могли только военно-стратегические задачи СССР. При этом «Бурану» не было равных.
Для справки
Чтобы сделать «Буран», в СССР было создано 600 совершенно новых заводов и предприятий. А над созданием советского челнока работал 1 млн 600 тысяч высококлассных специалистов.
Эти кадры, снятые в июне 1982 года, рассекречены совсем недавно и демонстрируются впервые.
«Спираль», которую официально назвали испытательным аналогом Бурана «Бор-4», была впервые запущена в космос. Совершив два витка вокруг земли, аппарат приводнился в Индийском океане. Однако здесь его поджидали не только советские военные корабли, но и представители ВМС США.
Буран был готов к серийному производству, но наступали лихие 90-е. Неожиданно в 1987 году в Рейкьявике Горбачев подписал договор с Рейганом о разоружении, и проект застопорили.
Это ли не предательство по отношению к своей стране, к тем высококлассным специалистам, которые трудились долгие годы над созданием уникального орбитального корабля? Или это только мне так кажется?
Однако 15 ноября 1988 года советский «Буран все же произвел свой полноценный, первый и последний полет в автоматическом режиме.
Однако мало кто знает, что в тот день советский челном мог быть уничтожен. Заслуженный летчик-испытатель России Магомед Толбоев тогда на МиГ-25 сопровождал «Буран» из космоса до полного приземления. И вдруг недалеко от ВПП Байконура «Буран» разворачивается на 90 градусов и уходит от полосы.
По инструкции, Толбоев должен был уничтожить аппарат. А дальше произошло неожиданное: Буран сделал вираж в обратном направлении и благополучно вышел на полосу. Позже стало известно, что из-за попутного ветра скорость корабля оказалась выше расчетной, и, чтобы её снизить, бортовая ЭВМ отправила самолет на дополнительный круг. Это был невероятный технологический прорыв.
Тогда американцы испытали шок и восторг одновременно. В тот день для повышения авторитета нашей страны хватило и одного полета Бурана.
Весной 2012-го американцы неожиданно заявили о сворачивании проекта «Шаттл», и запустили в разработку совершенно новый корабль, который внешне был сильно похож на «Спираль».