С резким увеличением числа китайских машин в нашей стране вопросы качества, надежности, долговечности и ресурса этих автомобилей стали возникать все чаще.
Сейчас уже никого не удивишь слишком скромной «живучестью» большинства современных моторов, речь тут не только о китайских авто — вполне «нормальным» по нынешним меркам считается срок службы до 200-250 тысяч километров.
Эпоха одноразовых машин наступила уже давно, однако наше традиционное желание обладать машиной с мотором «миллионником» не дает покоя отечественным автомобилистам — к новому «раскладу» мы никак привыкнуть не можем. Кто-то до сих пор ставит в пример оказавшийся вдруг «легендарным» 402-й мотор от «Волги», который с относительно скромным фактическим ресурсом обладал к тому же кучей проблем.
И единственное его преимущество — неприхотливость и возможность ремонта «на коленке».
К сожалению, с новыми моторами такой трюк не прокатит, двигатели стали гораздо более технологичными, сложными по конструкции и обилию дополнительных узлов и необходимого для их работы оборудования.
Производители выжимают максимум из мотора в попытках увеличить удельную эффективность, снизить токсичность выхлопа, вес агрегата и сделать двигатель максимально экономичным, — все это приводит еще и к дополнительному уменьшению ресурса.
Казалось бы, все просто — привыкаем к тому, что машины превратились в гаджеты на колесах, а значит берем с новья, ездим 3-5 лет и продаем «от греха подальше», пока что-нибудь не отвалилось дорогостоящее.
В первую очередь это касается китайских автомобилей — пока есть гарантия, можно ездить, дальше — как повезет.
Но дело в том, что даже до вышеупомянутых 200-250 тысяч километров или хотя бы до конца гарантийного срока проездить на китайском автомобиле без проблем получается далеко не всегда.
Несомненно, китайцы в плане автомобилестроения «молодцы», они сделали огромный шаг за очень короткий срок, в чем-то даже перегоняют европейские автомобильные марки. Но есть нюанс, своей школы автомобилестроения у них как не было, так и нет, поэтому основа всего нового китайского — это зачастую скопированные готовые варианты у других автопроизводителей.
Зачастую все, что копируется, копируется «коряво», в лучших китайских традициях: сделал дешево и быстро — «партия гордится тобой и получи +100 очков социального рейтинга».
Раз уж появилась такая повестка надежности/ненадежности китайских автомобилей, то лично для меня стало интересным наблюдать за тем, как же владельцы своих «китайских повозок» живут с ними: что делают со своими авто, что у них ломается и на каком пробеге.
Периодически я натыкаюсь на истории, что при пробеге не то что до 100 000, даже до 50 тысяч километров у еих случаются поломки, причем касающиеся не каких-то мелочей, по типу незакрученных болтов и гаек (такое тоже часто бывает), а основных узлов и агрегатов.
Так у одного из владельцев Haval F7 появился стук в моторе. С этой проблемой машина отправилась к официалам, где дилер будто специально никаких стуков в работе мотора «не слышал». Только спустя несколько посещений проблема проявила себя перед мастерами из дилерского центра.
Под капотом, кстати говоря, у Haval F7 стоит двухлитровая турбированная «копия» немецкого TSI мотора серии EA888 с некоторыми несущественными отличиями.
Никаких ошибок по мотору нет, стук есть только на «горячую», поэтому в прошлые разы мастера не нашли никаких отклонений, к осмотру машины приступали спустя 2-3 часа после приезда авто.
Подобная проблема возникает и на немцах, только к пробегу в 200 тысяч километров, и происходит это из-за банального износа лопаток фазовращателя. Здесь же проблема возникла на смешном пробеге в 31 тысячу километров.
Ничего критичного в этом нет, но мотор пришлось частично разбирать. К замене приговорили те самые фазорегуляторы, конструкция которых, к слову сказать, немного отличается от той, что используют в немецких движках. «Фазики» являются отдельной деталью и снимаются с распредвалов, в отличие от TSI двигателей серии EA888.
Через 10 тысяч километров история повторилась и замене подлежали уже клапаны тех самых фазорегуляторов, отвечающие за их наполнение маслом и точную работу.
Такая проблема есть и у VAG-группы, мне самому лично приходилось менять данный клапан несколько иной конструкции на своем прошлом автомобиле. Но то было на пробеге в 250 тысяч километров, а не на 40 тысячах.
Итого: Haval не успел отъездить еще и 50 тысяч километров, как в мотор успели залезть целых два раза. И этот случай не единичный, есть уже масса ровно таких же историй. К одного из владельцев подобный отказ фазорегуляторов случился еще до первого «нулевого» ТО, что не очень внушает доверия к марке.
Конечно, судить об одном случае из тысяч крайне глупо и необъективно, да и поломка не такая уж и серьезная, к тому же все проблемы устраняются за счет дилера по гарантии. Кто-то вообще уже успел наездить на таком же авто больше 100-150 тысяч километров и горя не знает.
Но вот эти случаи очень даже показательные. Они отлично доказывают в очередной раз, что нормально скопировать у китайцев не получается до сих пор, что ни о каких допусках и контроле качества речи не идет, ведь им банально на это «наплевать».
А зная все возможные проблемы конкретно этих двигателей, причем на собственном опыте, а не по слухам из интернета, ждать поломок от китайских «копий» можно практически в любой момент на любом пробеге.
Кто-то скажет, что еще прошло слишком мало времени для всеобщего понимания того, насколько надежны их автомобили. Пока нет обширной статистики поломок говорить и рассуждать об этом — равно что сотрясать воздух без дела.
Однако подход автопроизводителей из Поднебесной к этому делу предельно понятен: что там будет с машиной на вторичном рынке — это их (китайцев) уже не волнует, через год-два они выкатят новый автомобиль, кардинально отличающийся от предыдущего и запчастей на старый вы уже не сыщите.
А если им будет выгодно, то они от нашего рынка запросто отвернутся, вопрос не в «помощи Русскому Ваньке», для них наш рынок на данный момент просто «пшик» — возможность сбыта не самых ликвидных авто.
В любом случае, лично я пока не готов брать новенький Changan, Chery, Haval, DongFeng и еще с десяток автомобилей других китайских фирм, пока надежность и качество не будут подтверждены временем.
Но что-то мне подсказывает, что момент этот вряд ли наступит, в ближайшее время уж точно.