Рассмотрим правила дорожного движения и административный регламент в отношении машин, которые нельзя останавливать инспекторам. Иными словами, имеющими иммунитет от проверок.
Как известно, инспекторы останавливают транспорт для беседы с водителем, чтобы убедиться в отсутствии правонарушений, наличие прав у него и т.п.
Всё это нужно для безопасности на дороге. Но некоторые машины имеют особый статус, привилегии. В первую очередь, это конечно правительственные авто.
Всё подробно описано в пункте 6.1 Административного регламента ГИБДД. Именно он даёт право на остановку транспортного средства.
Сам разговор с водителем даёт возможность инспектору убедиться в его адекватности и законопослушности, так сказать в личном контакте.
Водитель транспортного средства при этом должен подчиняться законным требованиям автоинспектора. Рекомендации сотрудника правопорядка и правила дорожного движения должны быть основой для поведения при этом.
Из любого правила разумеется есть исключения. Также и тут — кареты скорой помощи, пожарные, полицейские машины, и других спецорганов могут быть освобождены от остановки на дороге.
Для этого они оснащаются отличительными маячками. Более того, синие мигалки позволяют иногда игнорировать разметку и дорожные знаки. А включённый звуковой сигнал для такого автомобиля вообще даёт ему дополнительные преимущества на дороге.
Всё это достаточно известные исключения, однако они распространяются в том числе и на возможность остановки водителя транспортного средства. Они имеют иммунитет.
Подробнее правила расписаны в пункте 3.1 ПДД. Пункты 3.2 и 3.3 также обязывают других шофёров уступать им дорогу, и не обгонять по пути. Для этого требуется снизить скорость или вообще остановиться.
Инспекторам ГИБДД же запрещено вовсе останавливать машины с мигалкой, даже если они явно нарушают правила. Это необходимо для оперативного исполнения экстренными службами своих задач. Максимум что может инспектор в такой ситуации — это подать сигнал водителю.
Иногда это бывает нужно для поимки преступника на дороге, или чтобы предупредить об опасной для самого автомобилиста ситуации, например в случае техногенной аварии или сильной непогоды.
Могут быть разные ситуации. Однако всё это носит рекомендательный характер. Сотрудник ГИБДД не может применять санкции к водителям с мигалкой (проблесковым маячком).
Также особняком стоит военный транспорт. Теоретически, останавливать такие машины на дороге можно, но нельзя выписывать никаких штрафов или прочих санкций.
Чтобы отличить автомобили военного ведомства, достаточно взглянуть на их номера — это чёрные знаки с белыми буквами, как было в старину на советских машинах.
Чтобы военные соблюдали правила ПДД, в Министерстве Обороны есть своя структура — Военная автомобильная инспекция. Именно она отвечает за автотранспорт ведомства.
Сюда относится и техосмотр, и регистрация и всё остальное что касается автомобилей. В том числе они должны реагировать и на рапорты от сотрудников ГИБДД, о зафиксированных правонарушениях. Для этого нужно направить отчёт в инспекцию с подробным описанием всех деталей.
Также к особой категории на дороге относятся судьи РФ. Это делается видимо для сохранения их иммунитета, и невозможности какого-то давления по юридическим вопросам.
К тому же они сами отлично знают законодательство и трепетно относятся к его соблюдению. Ведь это честь мундира. Чтобы пожаловаться на судью, сотрудник автоинспекции может доложить о нём в прокуратуру.
Здесь также необходим максимальный набор визуальных свидетельств, доказательств и подробностей о возможном правонарушении. Нельзя самовольно останавливать и самих прокуроров.
Таким образом, список категорий автотранспорта имеющего иммунитет от остановки достаточно широк, и включает в основном представителей различных государственных служб и органов, что вполне разумно.
Приведём полный перечень таких категорий, указанный в пункте за номером 299 Административного регламента ГИБДД:
— кандидаты на должность Президента России;
— депутаты Федерального Собрания (Госдума и Совет Федерации);
— депутаты остальных уровней, а также кандидаты в них;
— председатели избиркомов и лица имеющие решающий голос в них;
— омбудсмены.
Как видим, это в основном юридические лица, которым нужна защита от возможного судебного давления, для осуществления их профильной деятельности.
Разумеется всё это не даёт полной безнаказанности на дороге. Просто процедура преследования за правонарушения тут особенная. В конечном итоге, обычный протокол или штраф не так серьёзен как взыскания для судей или репутация депутатов. Везде есть свои нюансы.