Как часто нужно менять масло в двигателе

Как часто нужно менять масло в двигателе

Казалось бы, простой вопрос, ответ на который лежит на поверхности. Ведь периодичность замены моторного масла регламентирована производителем автомобиля. Но многим автомобилистам почему-то кажется, что их нагло обманывают. И делают это злобные автопроизводители, дилеры и нефтяные компании, которые только и мечтают нажиться на проблемах простых автомобилистов. Только вот с технологией обмана единства мнений нет. Большая часть сомневающихся уверена, что интервал замены масла завышен. Цель – пораньше убить двигатель и заставить владельца делать дорогой ремонт или покупать новое авто. Меньшая, но более радикальная часть самодеятельных специалистов считает, что масло можно менять много реже – нечего кормить сервисменов и масленщиков. Где же правда? Не будем томить читателя и скажем сразу – правда, как всегда, где-то посредине. Ее всегда можно найти в… сервисной книжке автомобиля. Попробуем доказать этот постулат. Но сначала, по традиции, небольшой технический экскурс.

Что такое полусинтетика?

Казалось бы, простой вопрос, ответ на который лежит на поверхности. Ведь периодичность замены моторного масла регламентирована производителем автомобиля.-2

Современное моторное масло должно отвечать многочисленным, порой противоречивым требованиям. От него требуются надежные смазывающие свойства в условиях больших контактных нагрузок и высоких скоростей движения сопрягающихся деталей. Оно должно стабильно работать при высоких температурах, ведь масло не только смазывает, но и охлаждает детали мотора. Всесезонная смазка (а другие ныне редкость) не может сильно густеть на морозе и при этом должна сохранять достаточную вязкость при высокой температуре. Масло должно противостоять окислению, не провоцировать появления отложений на деталях двигателя, быть нейтральным к металлическим и резиновым деталям мотора, уметь смывать и растворять отложения, если таковые появились. И это далеко не полный перечень талантов обычной смазки для двигателя.

Любое масло состоит из основы и комплекса специальных присадок. По типу основы масла принято делить на минеральные, полусинтетические и синтетические. Классификация эта достаточно условная. Минеральная основа – продукт переработки нефти. Технологии могут быть разными. Это и обычная перегонка (дистилляция) с последующей очисткой и более современные методы вторичной переработки нефтепродуктов. Порой масла, основа которых получена с помощью процесса гидрокрекинга называют полусинтетическими. И это не совсем верно. Скорее это основа для качественной современной «минералки».

Синтетическая основа, как видно из ее названия, продукт органического синтеза. Состав синтетической основы может быть различным, ведь синтезировать можно различные химические соединения. К тому же их часто смешивают для получения необходимых характеристик. Из чего получают синтетические масла? Базовым продуктом может быть та же нефть или газ. Но процесс их переработки более сложный и глубокий. Именно синтетическая основа позволила создать моторные масла с широким температурным диапазоном, которые не густеют на холоде и сохраняют достаточную вязкость при нагреве.

Настоящими же полусинтетическими маслами можно называть те, основа которых получена смешиванием минеральных и синтетических компонентов.

Классификация масел.

Самая распространенная и понятная большинству классификация масел делит их по вязкостным характеристикам. Маркировка современного всесезонного масла выглядит так: 10W-40. Первое число с буквой W– холодная, зимняя вязкость. Чем число меньше, тем ниже температурный предел эксплуатации такого масла. Продукт с маркировкой 0W допускает работу мотора при температуре -35 градусов. Масло будет прокачиваться по системе смазки и обеспечит защиту двигателя при холодном пуске.

Второе число – «горячая» вязкость масла. Высокотемпературный параметр не связан с погодой на улице, а характеризует свойства масла при нагреве в работающем двигателе.

Куда реже автомобилисты обращают внимание на класс качества масла. А зря! Этот параметр показывает применимость смазки для различных типов и поколений двигателей. Например, классификация по американскому стандарту API делит масла на «бензиновые», «дизельные» и универсальные, а также учитывает возраст мотора. Классы масел для бензиновых двигателей начинаются с буквы S, для дизелей – С. Универсальные масла имеют двойное обозначение – SN/CF. Класс масла обозначает вторая буква. Чем дальше она от начала алфавита, тем масло современней. Класс SA — чистая минеральная основа, допустимая для моторов, выпущенных в первой трети прошлого века. А самый «старый» из современных классов – SJ предназначен для двигателей, выпущенных после 2001 года.

Европейская система классификации ACEA также разделяет масла по типам двигателей, учитывает совместимость моторного масла с каталитическим нейтрализатором и предусматривает отдельный класс смазок для работы в особо тяжелых условиях.

Старость – не радость

В процессе эксплуатации масло стареет. Оно окисляется под воздействием атмосферного воздуха и выхлопных газов, которые даже в исправном моторе попадают в малых количествах в картер. Высокая температура и даже контактные нагрузки в парах трения также способствуют снижению характеристик смазки. Защищая мотор масло жертвует собой: его вязкость снижается (синтетические масла здесь более стабильны и долговечны), стойкость масляной пленки уменьшается, моющие свойства падают, зато растет склонность к образованию отложений внутри мотора. Уменьшается щелочное число, возрастает коррозионная активность смазки. В какой-то момент масло перестает растворять смытые отложения, и они начинают выпадать в осадок, забивают фильтр… Ну все, приехали!

Казалось бы, простой вопрос, ответ на который лежит на поверхности. Ведь периодичность замены моторного масла регламентирована производителем автомобиля.-3

Если доводилось видеть мотор, в котором использовали некачественную смазку или не меняли ее как положено, наверняка заметили, что он зарос изнутри нагаром и мерзкими отложениями, похожими на битум. Впрочем, современные, высоконагруженные и вместе с тем легкие двигатели такого отношения могут и не пережить – погибнут от задиров или локального перегрева. А скорее всего от того и другого сразу.

Казалось бы, простой вопрос, ответ на который лежит на поверхности. Ведь периодичность замены моторного масла регламентирована производителем автомобиля.-4

Когда менять?

Апологетам поездить на масле подольше мы уже ответили в прошлой главе. Идея экономить на замене масла легко приведет к капитальному ремонту и замене двигателя.

С досрочной заменой все одновременно проще и сложнее. Проще, потому что она никак не вредит мотору. Только кошелек владельца опустошает. А вот помогает ли частая смена смазки продлить ресурс двигателя – вопрос сложный.

Если и помогает, то минимально. Ведь автопроизводители не идиоты и вряд ли станут предлагать режим замены масла, опасный для мотора. Такой автомобиль просто перестанут покупать. Часто ли двигатели, даже самые ненадежные, погибают в молодом возрасте из-за масла? Обычно причиной поломки служит безумная эксплуатация или конструктивные и производственные проблемы. Один керамическую крошку из нейтрализатора в цилиндры засасывает, другой страдает хроническим перегревом в определенном месте, третий склонен к залеганию колец в определенных режимах движения. И досрочная замена масла эти проблемы вряд ли решит.

Интереса ради можно посмотреть интервал замены масла на однотипных двигателях, которые применяются как на легковых авто, так и на коммерческих фургонах и микроавтобусах. Жизнь автомобиля — коммерсанта никак не назвать легкой, но интервал замены там обычно больше. И ресурс у движка при этом должен быть изрядный. Все просто: рабочую машину, которая будет плодить затраты на обслуживание или ремонт вряд ли кто-то купит – она прибыль должна приносить. А с частными владельцами можно и подстраховаться.

Менять масло в два, а то и три раза чаще, чем требуется невыгодно. Больше денег потратите, чем ресурс мотора сбережете. А вот несколько сократить интервал замены порой бывает полезно. Речь идет о реально сложных условиях для работы мотора. Отнесем сюда жаркий климат, высокую запыленность воздуха, постоянную езду по пробкам, когда километров мало, а моточасов много, частое движение на максимально загруженном и даже перегруженном автомобиле. Прорыв отработанных газов через изношенные кольца в престарелом моторе тоже способствует ускоренному старению масла.

Казалось бы, простой вопрос, ответ на который лежит на поверхности. Ведь периодичность замены моторного масла регламентирована производителем автомобиля.-5

В таких случаях смазку можно и даже нужно менять почаще. Интервал замены можно сократить на четверть или на треть. При этом не забываем менять масляный фильтр на качественный, проверенный. И не нужно экспериментировать с вязкостью и классом качества смазки. Самодеятельный выход за обозначенные в инструкции требования может дорого обойтись. Особенно на новейших, хитромудрых моделях двигателей.

Берегите себя и следуйте инструкции. Всем шершавенькой.

Мужские Забавы
Как часто нужно менять масло в двигателе
Почему вы сильно устаете днем?