Новый регламент ГИБДД. В этой статье разберемся, что поменяется в работе инспекторов и обсудим 3 нововведения в работе ДПС.
«11» июля 2023 года вступил в силу новый приказ ГИБДД, который называется «Порядок осуществления надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства о безопасности дорожного движения». Документ отменяет действие старого, так называемого, Административного регламента ГИБДД (знаменитый приказ МВД номер 644).
Первое изменение
Для остановки транспортного средства больше не нужны основания.
В новом приказе вообще не используется слово «основание». Теперь прописано, что инспектор ДПС вправе произвести остановку транспортного средства для проверки документов на право пользования и управления транспортным средством.
А само право провести проверку документов дано при остановке транспортного средства. Круг замкнулся.
Никаких приказов о проведении рейдов или спецопераций больше не нужно. Строго говоря и раньше было не нужно, ведь все так называемые основания были прописаны лишь в регламенте, который являлся внутренним документом МВД, а ФЗ о полиции и ПДД всегда были выше этого регламента и никаких оснований для остановки и проверки тоже не содержали.
Второе изменение
В приказе четко прописали, когда инспектор ГИБДД вправе попросить вас выйти из машины, а когда вправе потребовать это сделать.
Сотрудник ДПС вправе предложить участнику дорожного движения выйти из транспортного средства в случаях:
- Когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий или оказании помощи другим людям;
- При болезненном или утомленном состоянии водителя;
- Для проведения осмотра транспортного средства и груза;
- Для идентификации транспортного средства;
- При необходимости устранения технической неисправности.
Добавился еще один пункт: инспектор теперь официально может предложить водителю занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение органа МВД, когда его участие необходимо для оформления документов.
Но, как говорится, он вправе предложить, а мы вправе отказаться, ведь это не является законным требованием, которое обязательно к выполнению гражданином.
А есть как раз требования, которые выполнить придется. Сотрудник ДПС вправе потребовать от участника дорожного движения выйти из транспортного средства в случаях:
- Задержания лица, доставления, административного задержания;
- Отстранения от управления транспортным средством;
- Задержания автомобиля;
- Досмотра гражданина, ТС или груза;
- Если поведение водителя создает угрозу личной безопасности сотрудника.
Добавился новый пункт – сотрудник ГИБДД теперь может потребовать выйти из автомобиля в случае наличия оснований полагать, что водитель находится в состоянии опьянения.
Как известно водитель не обязан выходить из машины про проверке документов, в США, например, полицейский может застрелить человека, который резко вышел из машины.
У нас наоборот, инспектор зачастую просит выйти, потому что ему так комфортнее. Так вот теперь он будет пытаться использовать эту лазеку так:
«Выйдите из автомобиля, так как мне кажется, что вы в состоянии опьянения»
У этого состояния есть описанные признаки: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица, и мое любимое — поведение не соответствует обстановке, то есть любое поведение водителя, которое инспектор посчитает таковым.
«Что-то вы из машины не хотите выходить – ваше поведение не соответствует обстановке»
За невыполнение указанных требований сотрудник полиции может оформить протокол о невыполнении законных требований сотрудника полиции, штраф до 4 000 тысяч рублей, либо административный арест до 15 пятнадцати суток, либо обязательные работы до 120 часов.
Третье нововведение
В случае ряда поломок ТС инспектор ГИБДД может потребовать прекратить движение до устранения соответствующих неисправностей.
Это например: неисправность тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), либо негорящие или отсутствующие фары и задние габаритные огни в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, а также недействующий со стороны водителя стеклоочиститель во время дождя или снегопада.
То есть, если у автомобиля не горит передняя фара – инспектор вправе запретить дальше двигаться, пока водитель не заменит лампочку, либо не дождется утра, когда станет светло.
Если у автомобиля неисправна рулевая система – то водитель вряд ли ее починит на месте – поэтому сможет вызвать эвакуатор и отвезти машину в сервис.
Если возникли более мелкие неисправности, то водитель обязан устранить их на месте либо следовать к месту ремонта «с соблюдением необходимых мер предосторожности». Вроде все логично и справедливо.