В последнее время внимание Турции все больше направлено на закрепление позиций в бывших советских республиках Южного Кавказа и Центральной Азии.
Общая культура обеспечивает основание для более тесных связей. Сделки в области торговли и безопасности, заключенные с Организацией тюркских государств (ОТГ), служат мотивацией.
На саммите OTГ на прошлой неделе, который прошел в столице Казахстана Астане, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что именно тюркский язык связывает Турцию с Азербайджаном, Казахстаном, Кыргызстаном, Туркменистаном и Узбекистаном. Повторяя призывы к созданию общего тюркского алфавита, турецкий лидер отметил, что язык способствует единству стран.
Хотя этот призыв во многом был символическим, он был посланием Казахстану и Узбекистану отказаться от кириллицы в пользу латинского алфавита, который был принят Турцией в 1928 году. Союзник Анкары, Азербайджан, осуществил переход в 2001 году, и этот шаг явно рассматривается как отказ от бывшего советского влияния. Туркменистан, наблюдатель ОТГ, перешел на латиницу еще раньше, в 1990-х годах.
Конечно, ОТГ для Турции организация – это больше, чем просто блок по созданию общего сценария. Это новый инструмент, который может помочь вытеснить Россию из Южного Кавказа и Центральной Азии, стратегически важных регионов, где тюркоязычные люди составляют большую часть населения.
Тем не менее, не все планы Турции могут быть реализованы. Так, торговые коридоры являются серьезным предметом спора. Азербайджан, Казахстан и Турция заинтересованы в быстрой реализации проекта «Среднего коридора» — транспортного маршрута, начинающегося из Юго-Восточной Азии и Китая, проходящего через Казахстан, Каспийское море, Азербайджан, Грузию, Турцию и далее в Европу.
Тем временем Кыргызстан и Узбекистан поддержали планы России по строительству Южного транспортного коридора, который фактически обойдет Казахстан.
Но Турции помогает то, что объединяет большинство, если не все, бывшие советские тюркоязычные страны, — желание покинуть зону влияния России.
Так, Казахстан стремится развивать более тесные связи с соседними тюркскими государствами и Западом, давая Турции возможность для взаимодействия. Кыргызстан также в игре. Несмотря на то, что Россия является союзником по Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), он недавно приобрел турецкие беспилотники «Акинджи» и «Аксунгур» , которые используются для охраны границ. При этом в Кыргызстане уже есть беспилотные летательные аппараты «Байрактар» турецкого производства.
Помимо военной техники, Турция также использует экономическое сотрудничество, чтобы привлечь бывшие советские республики Центральной Азии. Например, Анкара стремится достичь цели двусторонней торговли с Казахстаном в 10 миллиардов долларов, в то время как инвестиции турецких компаний в Узбекистан уже достигли 1,5 миллиардов долларов.
Но проблема Анкары в том, что члены ОТГ являются странами, не имеющими выхода к морю, и сильно зависят от географии России. Например, Туркменистан и Казахстан, будучи крупными экспортерами энергоносителей, полагаются на нефте- и газопроводы, проходящие через территорию России, чтобы добраться до своих потребителей в Европе.
Пока Россия остается важной страной транзита энергоресурсов тюркского мира, попытка Турции вытеснить Россию в регионе будет непростой задачей.
Члены ОТГ из постсоветского пространства нуждаются в России настолько же, насколько они стремятся расширить связи с Турцией. Каждая из них остается интегрированной в Содружество Независимых Государств, где доминирует Россия, а Казахстан и Кыргызстан остаются частью Евразийского экономического союза под руководством Москвы, а также ОДКБ.
Эти расклады позволяют предположить, что для большинства тюркских государств видение Турции тюркского мирового порядка под руководством Анкары является чрезмерно близоруким. Эрдоган, возможно, видит это в простых буквах на листе бумаги, но для турецких братьев в бывших советских республиках последняя глава отношений с Москвой еще не написана.