В Древнем Риме не скупились на законы — они были на все случаи жизни, в том числе и жизни интимной. Правилами регулировались заключение брака, разводы и наказание за прелюбодеяние.
К счастью, сохранилось великое множество письменных источников, помогающих понять, чем занимались римляне под одеялом и так ли уж сильно это отличалось от того, чем занимаемся сегодня мы.
Интимная жизнь супругов
Несмотря на то что юридически у римлянок прав было больше, чем у эллинок (куда уж меньше!), жена все равно считалась неотступной собственностью супруга. В разные периоды римской истории брак либо был нерасторжимым (например, в первые века Римской империи), либо же, напротив, достаточно было всего нескольких фраз, чтобы разорвать союз.
В постели мужья и жены делали, в общем, все, что им нравилось, и не особенно ограничивали себя какими-либо запретами. В том числе женщины. Как писал возмущенный Сенека: «В похоти они не уступают другому полу: рожденные терпеть, они (чтоб их погубили все боги и богини!) придумали такой извращенный род распутства, что сами спят с мужчинами, как мужчины». Впрочем, что это за «извращение» — точно неизвестно. Возможно, Сенека имеет в виду банальную
Итак, Сенека в этом вопросе был в меньшинстве. Другие же философы с пониманием относились к стремлению римлян разнообразить супружескую жизнь. Вот, к примеру, что писал Пубий Овидий Назон:
«Женщины, знайте себя! И не всякая поза годится —
Позу сумейте найти телосложенью под стать.
Та, что лицом хороша, ложись, раскинувшись навзничь.
Та, что красива спиной, спину подставь напоказ.
Миланионовых плеч Атлантида касалась ногами
— Вы, чьи ноги стройны, можете брать с них пример.
Всадницей быть — невеличке к лицу, а рослой — нисколько:
Гектор не был конем для Андромахи своей…»
А вот какой позы совсем не было в Древнем Риме — так это позиции «на боку». Неизвестно, было ли это связано с сексуальными табу или причины крылись в чем-то ином.
Чистые девы — весталки
Последовательницы культа Весты, богини семейного очага и жертвенного огня, должны были оставаться девственницами в течение всего срока службы в храме. То есть тридцать лет: первые десять лет девочки должны были учиться, вторые — исполнять то, чему научились, а третьи — учить других. Обычно в весталки посвящали девочек из знатных семей 6−10 лет.
Соответственно, прекращали служение женщины уже в 40 лет. Впрочем, по римским меркам, в этом возрасте женщина вполне успешно могла выйти замуж — дряхлой старухой она не считалась.
Проблемы начинались, когда весталка нарушала обет девства: считалось, что его нарушение может привести к катастрофическим последствиям для всего Рима. Поэтому такое преступление карали очень жестоко.
Весталку, потерявшую девственность, помещали в подземное помещение, где заранее ставили кувшин с водой, хлеб и масло. После этого несчастную закапывали живьем, обрекая на долгую мучительную смерть. А еду ей оставляли, чтобы боги не решили, будто бы девушку решили уморить голодом.
Однополый вопрос: «Скантиниев закон»
В отличие от толерантных греков, римляне с гораздо большим предубеждением относились к гомосексуальности. Впрочем, осуждалась исключительно пассивная роль мужчин — склонять к ней приличного римского гражданина считалось преступлением.
Закон по охране мужской нравственности получил название по имени обвиняемого — трибуна Гая Скантиния Капитолина. Человек по имени Марцелл в III веке до н.э., один из высших должностных лиц государства, обвинил Скантиния в том, что тот пытался соблазнить его сына, добродетельного юношу привлекательной наружности. Несмотря на то что у дела не было ни свидетелей, ни, собственно, состава преступления, Скантиния признали виновным и обязали выплатить штраф. Впрочем, судьбы других «мужеложцев» были куда более печальными, вплоть до смерти в тюрьме.
Скантиниев закон служил больше политическим инструментом, чем реальной причиной осудить обвиняемого. Как мы понимаем, доказать вину было очень непросто. Им ловко пользовались законники, если им нужно было «утопить» подозреваемого. Впрочем, только интимная связь с квиритом считалась чем-то плохим. Вступать в интимную связь с рабами можно было без зазрения совести. Если верить Сенеке-старшему (отцу того самого Сенеки), для свободного мужчины пассивная роль — позор, для вольноотпущенного — добровольная моральная обязанность по отношению к патрону, а для раба — безусловный долг перед господином.
Даже самого Гая Юлия Цезаря (да-да, тот самый!) не минули обвинения в пассивной роли. Светоний писал о нем: «На целомудрии его единственным пятном было сожительство с Никомедом, но это был позор тяжкий и несмываемый, навлекший на него всеобщее поношение». Несмотря на пренебрежительные клички вроде «царева подстилка» и «вифинская царица», Цезарь считался еще и знатным ловеласом. Солдаты пели о нем:
Прячьте жен: ведем мы в город лысого развратника.
Деньги, занятые в Риме, проблудил ты в Галлии.
Впрочем, «грешил» этим не только Юлий Цезарь, и если раньше это считалось страшным позором, по ходу истории нравы становились гораздо свободнее. Апогея свободы они достигли при императоре Нероне.
У великого понтифика были свои причуды, и, помимо трех жен, у него была также одна жена-мальчик и один законный муж. Светоний сообщает нам, что Нерон женился на юноше по имени Спор, предварительно сделав его евнухом. Император «справил с ним свадьбу по всем обрядам, с приданым и с факелами, с великой пышностью ввел его в свой дом и жил с ним как с женой». Чуть позже Нерон пошел еще дальше и демонстративно сам выступил в качестве «невесты», избрав себе в мужья вольноотпущенника Дорифора. Светоний делится, что в первую брачную ночь император «кричал и вопил, как насилуемая девушка».
И хотя Нерон воистину был безумцем, он был не единственным императором, кто так явно демонстрировал свои пристрастия.
Профессия «проститутка»
В первые века Рима брачные законы были крайне жесткими, а наказание за измену — смерть. Впрочем, наказывали так только женщин, мужчины могли «ходить налево», сколько им вздумается. При этом реальной возможности развода не было ни у мужчины, ни у женщины.
В середине I века до н.э. нравы смягчились, а измены стали «делом житейским». Для того чтобы развестись, мужчине достаточно было сказать: «Возьми с собой свои вещи». А женщине: «Имей у себя твои вещи». Так можно было сказать вечером, а на утро снова вступить в брак, чтобы избежать обвинений в измене.
Только император Август начал обвинять также и мужей, которые закрывают глаза на измены супруг. Август обязал мужа немедленно развестись с преступницей, если она была замечена в прелюбодеянии. От наказания освобождались только проститутки и их клиенты…
И что бы вы думали? Римским матронам это пришлось не по нраву. И они начали массово записываться в проститутки. Гораздо позже, уже в правление императора Тиберия, случился страшный скандал, когда в проститутки записалась жена очень высокопоставленного мужа Вестилия. Жениться на проститутках было запрещено, но она ведь уже была замужем! Ее позиция, юридически, была безупречна. Хотя это сенаторов не остановило, и она все равно была сослана.
Кстати, у проституток был даже свой профессиональный праздник — Виналии, который праздновали 23 апреля.
Римская цивилизация просуществовала более полутора тысяч лет, и за это время обычаи Древнего Рима менялись до неузнаваемости: от сдержанных нравов первых веков Ромула до развратных и откровенных оргий Калигулы и Нерона.