У современной молодежи, живущей по европейским традициям, может вызвать удивление рассказ о том, какие правила и традиции существовали в семьях. Не меньше представители молодого поколения удивятся требованиям, которые предъявлялись к девушкам. Им не была знакома свобода отношений, а жизнь в семье строилась на канонах Домостроя.
Стоит заметить, что замуж девочек выдавали довольно рано, в 13-14 лет. Это было обусловлено малой продолжительностью жизни. Уровень смертности от различных болезней, которые еще не научились лечить, был достаточно высок, а значит, для продолжения рода нужен был молодой сильный организм. Этот возраст как раз был подходящим для решения проблемы продолжения рода.
На бывшей территории Советского Союза и у некоторых народов России такие правила и традиции сохранились до сих пор. Они передаются из поколения в поколение и считаются основой сохранения народности.
На Руси девушка, которую к 16-17 годам не взяли замуж, считалась перестарком, и шансы обзавестись семьей у нее были минимальными. К 35-38 годам девушка, выданная замуж в 13 лет, уже могла обзавестись внуками и перейти в статус бабушки. О том, чтобы выйти замуж в этом возрасте, не могло быть и речи. Равно как и невозможно было представить свободные отношения между юношами и девушками того времени.
Юноша, мужчина, в свою очередь, не имел права прикасаться руками к девушке. Если он пришел в дом, где она жила или позволил взять ее за руку, считалось, что он – уже жених и просто обязан жениться на девушке, чтобы не опозорить ее.
Свобода нравов, царящая сегодня в обществе, вызвала бы ужас у наших предков, которые руководствовались в своей жизни требования Домостроя. Но при знакомстве с содержанием этой книги и у наших современников она вызывает аналогичные чувства.
Уже в своеобразном предисловии к Домострою указывалось, что эта книга – сборник правил поведения в быту. По мнению авторов этого фолианта, она содержала полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину — мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам.
В Средневековье женщина в Древней Руси практически не имела никаких прав. До поры, когда девушка вступала в возраст невесты, за ней строго следили в семье и не допускали никакой вольности с ее стороны. Она вообще не могла выходить на улицу. Единственной возможностью прогуляться было посещение церкви в сопровождении отца, дядьки или старших братьев.
Однако выход за пределы дома не подразумевал какого-либо общения. Для девочек из богатых семей участь была незавидной и довольно скучной: сидеть в тереме в окружении нянек, шить, вышивать серебром и бисером, готовить приданое и молиться. Вот и все развлечения.
Ни о каких подругах, прогулках или общении с незнакомыми людьми речи не было.
У деревенских девочек жизнь была повольней. Они имели возможность выходить за порог, потому что активно помогали родителям в сельхоз работах и домашних делах. Выдать замуж ее можно было годам к 14-15. К этому времени она осваивала все виды деятельности не только свойственной крестьянкам, но и мужской половине сельского населения. Она легко управлялась с работами в поле, умела прясть, шить, ткать, вышивать и кухарить, стирать на речке или озере, обращаться с малыми детьми. Для нее не составляло сложности подоить корову, прополоть грядки.
В 13 лет пора замуж
По достижении 13-14-летнего возраста девочка была готова к жизни в роли жены и матери. Выбор жениха, которому должно было быть не меньше 15 лет, и сватовство организовывали родители. Мнение невесты никого не интересовало. Если жених также был еще достаточно молод, то родители могли выбрать ему невесту по своему вкусу, не заботясь о том, понравится она ему или нет. Верхней возрастной планки для жениха не было, поэтому нередки были браки совсем юных девушек с бородатыми мужиками.
При выборе жениха внимание обращали на его финансовую состоятельность. Ни о какой любви речи не шло. От девушки требовалось, чтобы она к моменту вступления в брак была девственницей и владела всеми навыками, которые необходимы для ведения хозяйства.
Если обнаруживалось, что до свадьбы она имела отношения с другим мужчиной, то она с позором изгонялась.
Стоит отметить, что жизнь замужней женщины мало чем отличалась от незамужней. Такое же бесправие, такое же слепое рабское повиновение, только теперь не отцу, а мужу.
Если после свадьбы у нее появлялся сердечный друг, это грозило серьезными наказаниями. Неверную жену могли выставить на площади, привязанной к столбу. И любой прохожий мог бросить в нее камень. Так могло продолжаться до тех пор, пока изменница не будет забита насмерть камнями.
Были и другие виды наказаний. Например, неверную жену могли вкопать в землю, оставив на поверхности только голову. При этом ее не кормили и не давали воды. Прохожие, которым было жаль блудницу, могли бросить ей несколько монет. Но шли они не на ее питание, а на покупку гроба.
Единственным спасением в этом случае была просьба отправить провинившуюся в монастырь. В зависимости от тяжести преступления и требований мужа, ее могли просто отправить в монастырь на пострижение, что давало ей некую свободу, или пребывать там в кандалах.
Стоит отметить, что тот же Домострой не видел ничего зазорного, если женатый мужчина заводил себе любовницу. Ему было предоставлено такое право. Кроме того, он мог освободиться от надоевшей жены, отправив насильно ее в монастырь или забив до смерти.
Ярким примером такого поведения было решение Петра I насильно отправить свою супругу Евдокию Лопухину в монастырь после того как в Немецкой слободе он завел себе любовницу – Анну Монц.
Но особо тяжелым и унизительным в семье было положение у женщины, которая не могла родить ребенка. Она становилась предметом насмешек и подозрений. Разводы в те времена не практиковались. Поэтому разгневанный муж, лишенный возможности обзавестись наследником, мог нещадно бить пустую жену. В итоге – либо забивал до смерти, либо отправлял в монастырь.
Бьет — значит любит?
Хорошо известная поговорка пришла к нам именно из Домостроя. Так, разработанные для совместной жизни правила требовали, чтобы муж постоянно охаживал свою жену плеткой, учил повиновению. При этом было не важно, есть за что ее наказывать или нет. Выбивать дурь жены плеткой муж мог в любой день и по несколько раз на дню. В любом доме на видном месте висела плетка, которой муж воспитывал свою жену.
Суровые законы того времени, указывали, что если муж не бьет свою жену, значит, он слабохарактерный или равнодушен к ней, не любит ее. Вот откуда и пошла поговорка насчет того, что если бьет, значит любит.
И все же – долгожданная свобода!
Большинство жен, которых били и любили их мужья, так и проводили свою жизнь затворницами, постоянно унижаемыми мужьями и побиваемыми плетками. Для многих из них избавлением от мук и страданий становился уход в монастырь. Однако были случаи, когда женщина в некоторой степени становилась свободной. Глоток свободы могла ей дать кончина супруга. В этом случае она становилась его полной наследницей и в ряде случаев могла самостоятельно распоряжаться имуществом и своей судьбой.
Жены людей торговых, т.е. купцов, также нередко привлекались к делу супруга, помогали ему в бизнесе, вели расчеты с партнерами и поставщиками товаров. Разумеется, если женщина была способна к таким операциям, сильна умом и имела, как мы бы сейчас сказали, предпринимательскую хватку.
Как видим, семейные отношения в Древней Руси строились на довольно жестоких правилах и требованиях, которыми, в основном, была регламентирована жизнь женщины. Ее основными занятиями были: уход за мужем и детьми, поддержание порядка в доме, безропотное подчинение требованиям супруга. С течением времени отношения в обществе стали меняться, жизнь вносила свои коррективы.
Сегодня в ряде стран, среди которых – Россия, действует так называемый возраст согласия (сексуального). Он принят на законодательном уровне и действует с 2014 года. В России это – 16 лет. При этом разрешения от родителей на половые сношения подростки, достигшие 16 лет, могут не получать. В отдельных областях страны решением региональных властей он снижен до 14 лет, а в Башкирии вообще отсутствует нижний порог.
В ряде случаев осуществляется эмансипация несовершеннолетних, предоставляющая им вступать в брак в раннем возрасте. Условия этой процедуры оговорены в статье 27 Гражданского Кодекса РФ.