Google Chrome начал предупреждать о новом методе сбора данных под названием API Topics («Темы рекламы»), который придет на смену традиционным cookie-файлам. Этот инструмент будет анализировать действия пользователей в сети, чтобы показывать таргетированную рекламу, соответствующим их интересам.
Всплывающее окно с предупреждением появилось в новой версии Chrome 115, которая постепенно распространяется.
Что такое «Темы рекламы» в Chrome?
API Topics являются частью глобальной инициативы Google Privacy Sandbox, которая использует историю просмотров для персонализации рекламы. Алгоритм изучает, что вы гуглите и читаете, а затем присваивает соответствующие категории интересов. Например, при посещении сайта о рыбалке, человеку будет присвоена тема «Туризм и активный отдых».
«Темы рекламы» хранятся на устройстве пользователя в браузере Chrome. Затем на их основе алгоритм генерирует соответствующие рекламные баннеры для Adsense (сервис контекстной рекламы Google). Также он раскрывает «темы» посещаемым сайтам, чтобы точно по интересам могли бить и другие рекламные платформы.
В чем отличия от cookies? Компания позиционирует алгоритм как улучшающий конфиденциальность. API Topics не способен определить конкретного пользователя, только его интересы. С помощью cookie же собирают много дополнительной информации: характеристики гаджета, длительность веб-сессий, действия на сайте (реакции, активность, просмотренные товары) и т.д.
Однако конкурент Chrome, компания Brave, в прошлом году заявляла, что Privacy Sandbox и Topics API не улучшают приватность. «Скорее, это попытка сделать наименее безопасный браузер чуть менее плохим. Слежка, только другого характера – под именем конфиденциальности», написал в блоге Питер Снайдер, старший директор Brave. Эксперты беспокоятся, что помимо Google никто не имеет контроля над технологией и не понимает до конца, как она работает.
К счастью, Google оставляет за нами возможность отключить API Topics и отказаться от таргетированной рекламы в принципе.
Как отключить «Темы рекламы» в Google Chrome
Скопируйте в адресную строку браузера команду: chrome://settings/adPrivacy
- Вы увидите три настройки конфиденциальности рекламы, все они активны по умолчанию.
- Темы рекламы: переключите тумблер в положение Выкл.
- Реклама, предлагаемая сайтами: переключите тумблер в положение Выкл
- Оценка эффективности рекламы: переключите тумблер в положение Выкл
После отключения API Topics сайты смогут следить за вами с помощью cookie. Их можно отключить по адресу: chrome://settings/cookies > Блокировать сторонние файлы cookie.