Одни жульничают по замыслу, другие — от старости. Но в обоих случаях есть опасность
За последние четыре десятилетия автомобили постепенно напичкали всевозможными датчиками — что, конечно, неплохо. Чем больше информации имеют электронные блоки управления, тем точнее они работают. Есть только одна маленькая проблема: все эти датчики склонны врать , на что указывают специалисты ZR. Некоторые делают это специально, по словам дизайнеров; другие — по безрассудству или в силу преклонного возраста. Иногда их ложные показания не приносят большого вреда. Но также есть много случаев, когда они ставят под угрозу надежность автомобиля.
Датчик температуры двигателя
Он из тех, кто врет по замыслу — просто потому, что, вопреки своему имени, измеряет не температуру двигателя, а охлаждающей жидкости. Чаще всего он монтируется не в головке блока цилиндров (самое горячее место в двигателе), а в патрубке к нему. Очень часто это даже не металл, а термостойкий пластик. Теперь представьте, что из системы вытек антифриз. Двигатель начинает нагреваться до опасно высоких температур, но датчик измеряет температуру в пустой трубе и не обнаруживает никаких проблем.
В интересах правдивости некоторых современных двигателей, особенно для более дорогих автомобилей, датчик монтируется в блоке. А у некоторых агрегатов, таких как Zetec-E, фордовские двигатели измеряют не температуру антифриза, а температуру самого агрегата.
Датчик скорости
Речь, конечно же, о спидометре. И он из тех, кто лжет конструкторам. Все дело в том, что, как и любой прибор, спидометр дает отклонения от реальных значений. Если выяснится, что автомобиль движется с большей скоростью, чем указанная на приборной панели, юридическая ответственность лежит на производителе. Вот почему все компании проектируют свои спидометры так, чтобы они показывали немного больше реального значения.
Показания обычно на несколько километров в час выше.
Но «ложной» является только та информация, которая подается на стрелку спидометра. Истинная скорость подается на электронный блок управления двигателем.
Конечно, важно отметить, что когда владелец меняет размер шин, это сразу же влияет на точность показаний спидометра.
Датчик кислорода
Основной инструмент снижения себестоимости и вредных выбросов современных автомобилей. Но он также начинает врать, если происходит неравномерное распределение воздуха или топлива по цилиндрам. Достаточно выйти из строя форсунки, разгерметизировать впускной коллектор, сломать свечу зажигания или вызвать компрессию. Даже у совершенно новой машины не бывает четырех одинаково работающих цилиндров. В каждом цилиндре должен быть свой лямбда-зонд, чтобы измерение было правильным и точно корректировался состав топливной смеси. Такие двигатели, конечно, есть, но большинство предпочитает более простое (и дешевое) устройство.
Кислородный датчик может выйти из строя и из-за вмешательства человека — например, после некачественного ремонта с использованием силиконовых герметиков, которые его «отравляют». И особенно трудна его судьба у старых автомобилей, владельцы которых решили удалить каталитический нейтрализатор
Датчик давления масла
Большинство людей полностью полагаются на него — и они ошибаются. Этот датчик определяет только падение давления масла ниже 0,5 бар, включая красную лампочку на приборной панели. Но я бы не стал вас предупреждать, если на высоких оборотах давление будет, скажем, 0,6 бара — тоже опасно низкое. Датчик говорит, что все в порядке, а вот подшипники коленвала совсем другого мнения.
Вот почему все больше и больше современных автомобилей все чаще используют «умные» датчики масла, способные выдавать все более точную информацию.
Датчик детонации
Ситуация с ним такая же, как и с лямбда-зондом – работает, но далеко не идеально. Например, в четырехцилиндровых двигателях этот датчик устанавливается между вторым и третьим цилиндрами. Металлический блок неплохо передает вибрации, но все же датчик более четко «слышит» цилиндры, расположенные ближе к нему. О проблемах в первой или четвертой труднее сообщить.
Датчик наружной температуры
Вы, наверное, замечали, что автомобильный «градусник» не всегда показывает точно. Одна из причин в том, что разные производители устанавливают датчик в разных местах. Часто где-то за передним бампером, где его греет и двигатель и дорога, особенно летом на прогретом солнцем асфальте.
Другой вариант — установить датчик в корпус правого бокового зеркала. И тогда может оказаться, что в солнечный день температура выше, если ехать на восток, чем на запад.
Кстати, основная роль этого датчика именно зимой — предупреждать, когда температура падает до нуля и на дороге может повиснуть лед. Тогда он достаточно надежен.
Датчик температуры салона
В массовых автомобилях он обычно один на весь салон и не может дать реальную оценку температуры везде в машине. В более дорогих моделях используется несколько датчиков, которые определяют как количество пассажиров в автомобиле, так и солнечный свет.
Датчик коленвала
Его задача — следить за положением и частотой вращения коленчатого вала — ключевыми параметрами для расчетов управления двигателем. Многие автомобили даже не заводятся, если этот датчик не дает правильную информацию.
В разных моделях он установлен в разных местах. Но со временем его показания ухудшаются, возможны перебои, что также сказывается на работе двигателя.
Датчик распредвала
В его сервисах это называется «Датчик Холла», что не так, но не совсем правильно. По сути, «датчик Холла» — это любой преобразователь, изменяющий свое выходное напряжение под воздействием изменения напряженности магнитного поля (эффект, названный в честь американского физика Эдвина Холла).
Датчик положения распределительного вала использует именно этот эффект и является ключом к управлению синхронизацией. Он может начать лгать из-за масляных отложений или проржавевших электрических соединений.
Расходомер
Расходомер также называют датчиком объемного расхода. Расход воздуха является ключевым параметром при расчете необходимого количества топлива. Он начинает давать ложные показания, когда весь в пыли — очень распространенное явление в очень пыльной среде городов
Датчик дроссельной заслонки
Также известный под английской аббревиатурой TPS, это потенциометр, установленный на оси дроссельной заслонки, который передает информацию о своем положении в блок управления двигателем. Со временем дорожки резистора изнашиваются и он начинает давать неправильные сигналы, что сказывается на работе двигателя и часто приводит к заметной потере мощности.
Датчик впускного коллектора
Этот датчик измеряет как давление, так и температуру во впускном коллекторе. Он начинает лежать, когда коллектор теряет герметичность — например, при прогоревших прокладках, треснувших шлангах или засорении пылью.
Датчик давления кондиционера
Это один из самых «щедрых» датчиков в автомобиле — он позволяет включить кондиционер, даже когда давление очень низкое, а уровень хладагента резко упал. В системе не должно остаться газа, чтобы он мешал датчику и блокировал его включение. На самом деле вы обнаружите, что газ кончился задолго до датчика — чисто и просто, кондиционер еле-еле будет работать.