За что отвечают разные огни на самолете?

За что отвечают разные огни на самолете

В ночном небе самолет ни с чем не спутаешь — воздушное судно летит, переливаясь разноцветными огнями.

Некоторые люди даже загадывают желания, глядя на огоньки пролетающих самолетов.

В аэропорту пассажиры также могут наблюдать яркую иллюминацию лайнеров.

А зачем самолету столько разных осветительных приборов?

Для чего служит каждый из них?

Что означают разные цвета огней на борту самолета?

Огни самолета

Автомобилистам сразу понятно для чего нужны осветительные приборы машины — дли видимости на дороге, обозначения поворотов и торможения. Но у самолета огней явно больше, часть из них светит непрерывно, другие мигают, да еще имеют разный цвет. Расположены они на носу, хвосте, крыльях, корпусе воздушного борта.

Вся эта система называется БАНО — бортовые аэронавигационные огни. На разных судах у авиаперевозчиков огни могут быть расположены несколько по-своему, но в целом принципы освещения всех самолетов совпадают.

За что отвечают разные огни на самолете?

Но работает эта иллюминация не вся одновременно, часть нужна только на земле, а другие — в воздухе.

В аэропорту

На аэродроме осветительные приборы нужны самолету для той же цели, что и автомобилям — обозначить свое присутствие и хорошо видеть то, что перед самолетом.

Чтобы осветить путь у самолета есть посадочные, рулежные, посадочно-рулежные фары и освещение переднего контура крыльев. Кроме этого подсвечиваются идентификационные знаки борта.

Фары и габариты самолета, которые используются на аэродроме — taxi lights, они позволяют направлять лайнер при посадке, рулежке и взлете.

Taxi lights на шасси

Самые интенсивные из них — посадочные огни, необходимые для освещения при отрыве от земли или снижении над аэродромом.

В зависимости от правил аэропорта и компании при подлете к земле на высоте около 3 км начинается использование подсветки стоек шасси и под корпусом лайнера, чтобы проще было управлять им и осуществлять наблюдение из диспетчерской. Кроме этого яркие посадочные огни отпугивают от крыльев, шасси, воздухозаборников и фюзеляжа птиц.

В небе

В воздухе включаются другие осветительные устройства — бортовые, навигационные и габаритные.

Они работают пока самолет не сядет.

Слева на кончике крыла зажигают красные лампы, а справа — зеленые. Фонарь в хвостовой части — белый. Такой принцип позволяет не только увидеть габариты судна, но и моментально сориентироваться в направлении движения. Цвет фонарей на крыльях и хвосте был закреплен в законодательстве о воздушном движении еще в самом начале авиации. Расцветка и принцип размещения были заимствованы из практики мореплавания, такой регламент был утвержден для судов в 1838 году в США, в 1846 — в Британии, а далее — по всему миру. Также расположены огни даже на космических кораблях.

За что отвечают разные огни на самолете?

На крыльях сзади расположены стробоскопы — осветительные приборы белого цвета. Они моментально зажигаются и тут же гаснут. Вспышка длиться одну стотысячную секунды. Такой мигающий свет позволяет четко видеть быстро движущиеся объекты без эффекта смазывания.

Стробоскопы позволяют четко видеть летящий самолет с земли и оценивать его габариты при пересечении траекторий судов в воздухе.

Но встречным лайнерам также необходимо сориентироваться в том, в каком воздушном коридоре — выше или ниже них находится самолет. Для этого сверху и снизу на корпусе располагаются проблесковые маячки красного цвета. С земли диспетчерам по ним также ясно, что силовые установки корабля работают.

Для рекламы

Кроме навигационных приборов и фар на самолете может быть подсветка логотипа или специфической окраски судов определенной компании. Она служит двум целям — с ней легче в аэропорту различать лайнеры разных перевозчиков, а дополнительно — компания продвигает свой бренд.