Почему обозначение метро в Москве красное, а в Санкт-Петербурге синее? Несколько версий истории логотипов метро

Почему обозначение метро в Москве красное, а в Санкт-Петербурге синее? Несколько версий истории логотипов метро

Две российские столицы традиционно находятся в некотором противостоянии по отношению друг к другу. Деловая Москва расходится с романтическим Петербургом не только в определении поребриков и бордюров.

Еще одним из мелких символов противостояния стали разные обозначения входов в метро и других логотипов этого вида транспорта в двух крупнейших российских городах.

В Москве знаки исключительно красного цвета, а в Петербурге — всегда синего.

Почему столичные метро подчеркнуто различаются по цвету?

Какое значение вкладывается в использование красной или синей буквы?

Правил нет

Никаких особых требований к обозначению входов в метро и его логотипам нет.

Надпись над спуском в подземку служит лишь целям навигации — и местные, и гости города должны издалека увидеть и однозначно отличить вход на станцию этого вида транспорта.

Поэтому во всем мире и стали пользоваться одним словом — метрополитен. Изначально возникло французское выражение Chemin de fer metropolitain — столичная железная дорога. Потом его сократили до метрополитена, а затем и вовсе до метро.

Слово стало общепринятым, поэтому по его написанию и даже первой букве в любой части света ясно — это именно привычный для современного человека быстрый вид городского транспорта.

Указатель Парижского метрополитена

Цвет и стилистика же могут быть совершенно разной. Например, французская столица славится вывесками в стиле арт-нуво.

В СССР же было решено для краткости обозначать станции только одной буквой — М.

Но в Москве она изначально стала красной. Дизайн неоднократно менялся. Была и только прорисовка контуров буквы, без заливки, продержавшаяся до 1979 года. И яркая в обрезанной окружности, символизировавшей туннель. В 2016 году был произведен редизайн символики, появился вариант М в стилизованной петле — символе кольцевой. Но красный цвет оставался всегда.

История изменения логотипа Московского метро

Ленинградское, а затем петербургское метро отличалось синей буквой.

Чем же объясняется такое противостояние цветов?

Есть несколько версий.

Версия климатическая

Сторонники прагматичного подхода утверждают, что на фоне стального неба северной столицы, ее частых дождей темно-синий виден лучше.

Такое объяснение довольно спорно, так как оттенки ярко-красного обычно считаются более привлекающими внимание, поэтому их и используют в различных дорожных знаках.

Версия символическая

Другое объяснение связано с символикой цвета.

По этой версии красный цвет в древней столице связан с Красной площадью. Кроме того, метро строили как один из знаковых объектов укрепляющегося Советского Союза, где красный цвет был официальным символом государства.

Почему обозначение метро в Москве красное, а в Санкт-Петербурге синее? Несколько версий истории логотипов метро

По этой версии синий в Петербурге означает Неву и выход к морю, ради которых Петр и строил новый город.

В 1990-х годах, когда Институт технической эстетики произвел последний редизайн логотипа для подземного транспорта Петербурга, разработчики писали, что они вкладывают в традиционный синий цвет символику неба, вечности и доброты.

Версия хронологическая

Еще одна версия объяснения пытается связать цвета метро с традициями. Согласно ей, цвета означали очередность. В СССР сложилось правило, что первая ветка в каждом городе была красной, вторая — синей, третья — зеленой.

Считают, что такое же правило было применено к самому метрополитену в городах. В Москве он возник раньше — в 1935 году и стал обозначаться красным как первый, а в Петербурге — только в 1955, соответственно стал синим.

Всемирный фестиваль молодежи в СССР 1957 года

Но эта версия тоже спорная. До 1957 года цвета у линий не было, на планах они все были одинаково красными или черными. Потребность в цветовом различии появилась при подготовке Фестиваля молодежи. Ожидались гости из всех стран мира, не знавшие русского. А жители СССР тоже вряд ли могли объясняться на иностранных языках. Тогда решили цветом веток облегчить иностранцам навигацию.

Так что традиция обозначать цветом линии метро в порядке очередности появилась чуть позже, чем синие логотипы метрополитена в Петербурге. Скорее всего, загадка разных цветов в двух городах все же кроется в их нежелании уподобляться друг другу даже в мелочах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *