Как умер Майкл Рокфеллер? Тайна смерти американского миллионера раскрыта

Как умер Майкл Рокфеллер

Майкл Рокфеллер должен был быть съеден папуасскими каннибалами. Об этой истории говорил весь мир. Что на самом деле произошло в 1961 году?

Майкл Рокфеллер , недавний выпускник Гарвардского университета антропологии , уехал в Папуа в 1961 году по поручению своего отца. Нельсон Рокфеллер, мэр Нью-Йорка, поручил ему собрать коллекцию племенного искусства для финансируемого семьей Метрополитен-музея в Нью-Йорке . Проведя несколько месяцев в долине Балием, Майкл отправился на юг острова к побережью Арафурского моря. Это территория племени Асмат, которое имело репутацию самых изощренных скульпторов в Океании, а также охотников за головами и каннибалов.

Ранее в коллекцию Рокфеллера входили случайные произведения искусства из Папуа , собранные военными, колониальными чиновниками и горсткой миссионеров. Часто было невозможно установить происхождение этих экспонатов. Вот почему Майкл решил сделать то , чего до него не делал никто — добраться до самого источника . Он переместился в «сердце тьмы».

В течение нескольких месяцев он путешествовал по асматским деревням, собирая и документируя искусство и вовипиц (резчиков по дереву). Затем он направился к побережью Казуарин. 17 ноября 1961 года в нескольких километрах от берега штормовые волны опрокинули катамаран длиной в несколько метров . На борту находились Майкл Рокфеллер и  голландский антрополог Рене Вассинг , а также местные гиды, которые тут же поплыли за помощью. После двух суток дрейфа лодка отошла на 20 км к берегу. В нетерпении Майкл решил доплыть до берега. Он был молод, силен и верил, что доберется до места назначения за дюжину или около того часов. На всякий случай он привязал себя веревкой, к которой были привязаны две канистры.

Ранним утром он направился к маячащей на горизонте земле . Через несколько десятков минут он исчез из поля зрения своих спутников, и его следы не были обнаружены.

Потерянный миллионер

Сегодня, в век мобильных телефонов, GPS и спутниковой связи, такую ​​ситуацию представить сложно. Однако более полувека назад, несмотря на награждение и организацию многомесячной поисковой кампании, в которой были задействованы сотни людей, найти след пропавшего антрополога так и не удалось . Домыслы множились — никто не хотел верить, что Майкл Рокфеллер просто утонул на мелководье прибрежных вод.

Казалось более вероятным, что он стал жертвой акулы или одного из могучих морских крокодилов-четок , распространенных тогда в этих водах. Также предполагалось, что антрополог в окружении туземцев скрывался в глубине джунглей подобно Курцу, герою «Сердца тьмы» Джозефа Конрада , или погиб от рук каннибалов. Однако ни один из вариантов не подтвердился фактами, и в  1964 году Майкл Рокфеллер был объявлен мертвым .

Его легенда десятилетиями привлекала в Папуа авантюристов и авантюристов. Судя по всему, в конце 1970-х годов семья Рокфеллеров наняла частного сыщика , который в одной из асматовских деревень сумел заменить лодочный двигатель на три белых черепа. Местные жители утверждали, что это были останки единственных трех белых, убитых и съеденных в этом районе. Принадлежал ли один из них пропавшему антропологу и получил ли нашедший четверть миллиона долларов в награду за его доставку в США, неизвестно. Рокфеллеры никогда не подтверждали и не опровергали эти слухи .

Упоминания о смерти Рокфеллера появляются в мемуарах Тобиаса Шнибаума, коллекционера произведений искусства, который провел много месяцев в Асмате в конце 1970-х годов , живя среди местных жителей и продолжая дело Майкла. Судя по всему, в одном из селений Шнебаума он встретил воинов, признавшихся в своей причастности к убийству и поеданию белого антрополога . Учитывая традиции, культивируемые асматами, эта версия казалась весьма правдоподобной. 

Кто такие Асматы?

Асмат был впервые описан Джеймсом Куком в его дневнике экспедиции 1770 года. Его корабль бросил якорь в устье реки Кути. Две лодки, полные людей, отправились на поиски источника пресной воды. Моряки наткнулись на флотилию блиндажей, заполненных вооруженными воинами — произошла стычка, в которой 20 человек Кука  были убиты стрелами.

В течение следующих столетий враждебная местность, суровый климат и мрачная слава безжалостных охотников за головами эффективно отбивали у кого-либо охоту вступать в контакт и совершать экспедиции в этот район. Первые миссионеры прибыли сюда лишь на рубеже 1940-х и 1950-х годов. Они нашли деревни, погруженные в перманентную войну. Голландская администрация предприняла попытки усмирить охотников за головами с юга острова, а на территориях племен маринд-аним и асмат были созданы военные посты. Участников экспедиций судили и наказали , но юрисдикция колониальных властей находилась всего в нескольких милях от поста.

До начала 1960-х годов эти районы находились под контролем Нидерландов как часть Голландской Ост-Индии. Сегодня деревни на побережье Арафурского моря принадлежат Индонезии. У них постоянный контакт с миром — здесь находится большинство индонезийских военных и полицейских участков, а рядом с деревней Асматов находятся поселения индонезийцев, перемещенных с Явы и Сулавеси.

Самый опасный регион в мире

Юг Новой Гвинеи — один из самых недружелюбных регионов мира . От подножия Снежных гор до берегов Арафурского моря тянется полоса заболоченных низменных джунглей шириной в несколько сотен километров, пересекаемая густой сетью рек с мутной водой, и мутных каналов, населенных крокодилами. Каждый день соленые воды прилива вторгаются на десятки километров вглубь суши. Здесь нет дорог, невозможно обрабатывать землю . Населенные пункты в пределах приливной досягаемости Арафурского моря, цепляющиеся за илистые берега рек и ручьев, можно добраться за несколько часов в день, когда уровень воды достаточно высок, чтобы выдолбленные в стволах деревьев лодки не увязали в иле. . В остальное время деревни отрезаны от мира.

Люди обречены на то, что они могут поймать в море и реках, и то, что производят недружелюбные джунгли . Добыча еды занимает много времени, и большую часть дня деревни кажутся совершенно безлюдными. Их обитатели бродят по джунглям возле рощ саговых пальм или в охотничьих угодьях .

Поселения обычно состоят из дюжины или нескольких десятков домов, сгруппированных вокруг jeu — длинного дома мужчин. Жеу является сердцем общины, здесь происходят все приготовления к церемониям и ритуалам. В дом пускают только мужчин — они там спят, лепят или просто защищаются от жары и женщин, курят табак. У каждого из кланов, живущих в деревне, есть очаг в длинном доме (или в одном из нескольких длинных домов, если деревня больше), охраняемый скульптурами предков .

Над очагом хранятся церемониальные предметы, принадлежащие роду: барабаны, маски и головы, добытые во время военных экспедиций . Еще несколько лет назад случалось, что люди бесследно исчезали, а через какое-то время в одной из соседних деревень появлялись новые трофеи . Свежедобытая голова была незаменимой опорой ритуалов инициации, а количество захваченных голов определяло социальный статус мужчины.

Кто такие каннибалы

Каннибализм сопровождал военные экспедиции и отлов голов . Хотя он прочно укоренился в ритуалах и церемониях, в этой области он имел весьма прозаическую основу. Человеческое мясо было важным дополнением к диете с низким содержанием животного белка — люди, наряду со страусоподобными нелетающими казуарами, крокодилами и дикими свиньями, были основной дичью в джунглях Новой Гвинеи. Тела убитых врагов четвертовали и делали по правилам, передававшимся из поколения в поколение. Мясо отрубленных конечностей и внутренностей после запекания на огне смешивали с саговой мукой.. Так готовился святой хлеб, который подавался всем участникам праздника. Благодаря этому они смогли с ним объединиться. С запеченной головы сняли кожу. Каменным топором в черепе пробивали отверстие, и с этого момента топор носил имя жертвы

Череп без челюсти (на всякий случай, если покойный хотел отомстить) украшали тесьмой из бисера и семян, перьев и вешали над очагом как трофей, подтверждающий социальный статус убийцы. Каннибализм практиковался большинством жителей Новой Гвинеи. Хотя оно было запрещено и жестоко истреблено властями Индонезии, оно оказалось настолько глубоко укоренившимся в культуре и верованиях, что некоторые племена, живущие во внутренних районах, например, короваи , культивируют его и по сей день. Именно рассказы о каннибалах привлекают туристов в этот враждебный край. В наше время белые люди могут чувствовать себя в относительной безопасности — все указывает на то, что за весь 20 век в регионе потерялось всего несколько иностранцев.

Кто съел Рокфеллера?

Все указывает на то, что это так. Несколько лет назад американский репортер Карл Хоффман, увлекшись легендой о Рокфеллере, занялся изучением архивных материалов, касающихся обстоятельств гибели и поисков пропавшего антрополога. Исследования побудили его отправиться в путешествие на поиски последних живых свидетелей тех событий . В 2012 году он отправился в Западное Папуа, чтобы раскрыть мрачную тайну, которую скрывали два поколения. Следуя по стопам антрополога, он добрался до последних выживших после событий, живущих в затерянной среди болот деревне. Местные жители подтвердили самую ужасающую версию о последних минутах жизни Рокфеллера — предъявив журналисту своеобразную инсценировку смерти. Увлекательный отчет об этом путешествии и исследованиях появился несколько месяцев назад в книге под названием «Дикая жатва».

 

Выяснилось, что после нескольких часов в воде, измученный до предела сил, Майкл Рокфеллер добрался до берега. Там его ждали восемь длинных лодок с несколькими десятками воинов из селения Оцжанеп. К сожалению, несколькими годами ранее голландский патруль убил нескольких жителей этого поселения в рамках усмирения. Теперь появилась возможность убить кого-нибудь из белого племени, подняв  социальный статус и проявив храбрость перед кузенами и родственниками. Как сообщает Хоффман, воин по имени Пеп, долго не раздумывая, вонзил лезвие копья в брюхо белого. Его спутники помогли ему дотащить булькающего Рокфеллера обратно в лодку. Они подплыли к небольшой бухточке, где, согласно вековым правилам, завершили обряд расчленением и поеданием плоти. Таким образом они на какое-то время восстанавливали неустойчивое, мимолетное равновесие.

Закрывает ли история, описанная в книге, дело? Версия Хоффмана кажется правдоподобной и соответствует реалиям региона . К сожалению, веских доказательств нет — можно предположить, что один из трех белых черепов, принесенных сыщиком, на самом деле был черепом Рокфеллера. Тесты ДНК могли бы это подтвердить , но движение здесь принадлежит семье Рокфеллеров. Смерть Майкла стала для них огромной травмой, особенно для сестры антрополога, поэтому неудивительно, что они больше не хотели заниматься этим вопросом и оставили книгу без комментариев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *